Опыт работы учителя начальных классов Калаевой С.С.
В середине сентября провожу тест, который охватывает все важные темы. Провожу анализ допущенных ошибок. Определяю причины слабой успеваемости: 1) болезнь, 2) не желание учиться;3) не высокие умственные способности; 4) педагогическая запущенность; 5) отсутствие контроля со стороны родителей. Определяю виды индивидуальной работы. Веду диагностические карты по ключевым темам. В конце изучения темы наряду с традиционными видами контроля провожу самодиагностику.
Специальные задания для индивидуальной работы в классе; Работа во временных микро группах по однородным пробелам; На ряду с письменным домашним заданием ученику даю теоретический вопрос, ответ на который он даст на следующем уроке;. Облегченные контрольные работы, с постепенным нарастанием сложности до среднего уровня; Использование метода обучения слабоуспевающих учеников Е.Яновицкой; Использование карточек – подсказок, тренажеров; Привлечение сильных учеников, в качестве консультантов.
Дополнительная работа по индивидуальным карточкам; В каждом домашнем задании – задания на повторение; Четкий инструктаж по выполнению дом задания; Работа со словарем (по необходимости); Инструктирование родителей о систематическом выполнении индивидуальных заданий – тренажеров (5-10 мин в день).
Система карточек для коррекции знаний по курсу математики 1-4 классов, математические тренажеры, тетради для восстановления базовых знаний помогают корректировать знания учеников. Карточки охватывают ключевые вопросы курса. Каждая посвящается одному отдельному вопросу и состоит из разных частей: инструкции (формулировки правила), образца применения этой инструкции и от десяти до пятнадцати заданий для учащихся. Карточки предназначены для дополнительных занятий с учащимися (в классе или дома). Если ученик на таком занятии правильно выполнил первые пять заданий из пятнадцати, этого достаточно. Если же он не смог этого сделать, то учитель должен объяснить ему материал и дать следующие пять заданий. Если и эти задания ученик не может выполнить, объяснение продолжается, и решаются остальные пять заданий.
В книге рассматриваются основные группы трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике и их психологические причины, представлены психодиагностические таблицы как средство выявления психологических причин данных трудностей, приведены задания для их психологической диагностики и коррекции. Книга адресована учителям начальных классов, школьным психологам, а также родителям, желающим помочь своим детям в учении.