Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету отца семилетний Соловьев начал чтение жития святых. Религиозное чувство Соловьева было очень сильным. С 1869 по 1873 годы Соловьев изучал естественные науки, историю и философию в Московском университете. Первой значительной работой Соловьева была диссертация «Кризис западной философии».
Основным делом жизни Соловьева стало создание христианской православной философии, которая раскрывала бы жизненную силу, богатство христианства. Основные философские труды: "Духовные основы жизни" ( ), "Великий спор и христианская политика" (1883), "Русская идея" (1888), "Россия и Вселенская церковь" (1889), "Смысл любви" ( ), "Оправдание Добра. Нравственная философия" (1897), "Три разговора" ( )
В своем учении Соловьев стремился к целостному синтезу философии, теологии и науки. Основные темы: единение Бога и человека; идеальные и материальные начала; единое и множественное; рациональное, эмпирическое и религиозно-мистическое знание; нравственность, наука, религия, эстетика.
Развитие философии Соловьева: 1. Философия нравственности 2. Философия любви как высшего проявление нравственности 3. Философию всеединства, ибо в приобщении к нему и состоит высший смысл любви
Соловьев считает, что в в основу теоретической философии должно быть положено нравственное начало. Нравственный принцип: «Я стыжусь, следовательно, существую». Нерасторжимую связь поколений - опора нравственности. Основой нравственного прогресса, поведения человека, его воспитания и всей педагогики является, «нерасторжимая связь поколений, поддерживающих друг друга в прогрессивном исполнении одного общего дела приготовления к явному Царству божию и к воскресению всех»
Проявления нравственности: 1. Право (минимум нравственности) 2. Любовь (максимум нравственности) Философия нравственности, таким образом, переходит в философию любви. «Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма» По сравнению с высшей любовью все остальное является второстепенным. Искусство, наука, политика дают удовлетворение временным историческим потребностям человечества, но не выражают содержания человеческой индивидуальности. Только истинная любовь наполняет абсолютным содержанием жизнь человека
Соловьев называет свое учение философией «всеединства». Соединение себя с Богом, обладающим бесконечным и всеобъемлющим значением, это шаг к единству себя и другого и вместе с тем со всеми другими и со всем миром. Соединение себя с Богом это путь к всеединству. Любовь может быть разных видов от низшей («адской» и животной) любви до божественной. Смысл и значение человека и человечества состоит в том, чтобы стать на путь высшей, божественной любви, которая и есть истинная. Человек, ставший на путь такой любви, вступил на путь «Богочеловека».
Божественный трансцендентный мир это и есть действительный мир, истина, совпадающая с Богом, идеальное единство, к которому стремится наш мир. Этому истинному бытию противостоит вещественное бытие, которое представляет собой «только отблеск, только тени от незримого очами». Задача мирового процесса состоит в том, чтобы сделать вещественное бытие божественному и всеединству идеи. Это необходимо потому, что вещественный мир сам по себе раздроблен на отдельные части и его единство заключается не в нем самом, а в идее.
Философией вечной женственности Всеединство у Соловьева мистифицировалось и романтизировалось, представляясь в лице «вечной», или «божественной женственности» Софии. Она составляет активное начало мира и истории, живое духовное существо, и «весь мировой и исторический процесс есть процесс ее реализации». Небесным предметом нашей любви оказывается вечная «женственность божия». Поскольку лишь через любовь мы познаем истину человеческой жизни, то София, или «божия женственность», и есть истина.
Провиденциализм (направление, стремящееся объяснить исторические события с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения ) Человек включен в единый и универсальный порядок, охватывающий космический, исторический и индивидуальный процессы. Существует «абсолютный всеобъемлющий план», которому подчинено развитие и движение всего в мире, и только наше неведение оставляет нам иллюзорную свободу действий. На самом же деле все заранее предопределено. Однако человек должен постоянно стремиться к самоутверждению и раскрытию своей индивидуальности, к единству морали и нравственности, должного и сущего.
Русская идея Русская идея и исторический долг России заключаются в осуществлении (по аналогии с божественной) социальной троицы органического единства церкви, государства и общества. Христианская Россия, подражая самому Христу, должна подчинить «власть государства» авторитету «Вселенской церкви» и отвести подобающее место «общественной свободе».