Педагогический опыт учителя биологии МОУ СОШ 8 г. Выксы Дубининой Натальи Александровны Педагогический опыт учителя биологии МОУ СОШ 8 г. Выксы Дубининой Натальи Александровны
Как сохранить качество содержания образования и методику обучения при переходе от начального в среднее звено?
Противоречие Необходимость созданий условий для организации развивающего обучения в основном звене в процессе преподавания биологии Недостаточная представленность в методической литературе
Цель опыта Создание методических условий для реализации преемственности технологии развивающего обучения Л.В.Занкова в процессе обучения биологии, через проектирование уроков развивающего типа.
Принципы РО систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых осознание школьниками процесса учения осознание школьниками процесса учения изучение программного материала быстрым темпом изучение программного материала быстрым темпом ведущая роль теоретических знаний обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности
Типические свойства Вариативность Разрешение коллизий Процессуальность Многогранность
Конечный результат Цель РО Процесс коллективно– распределительной деятельности Процесс коллективно– распределительной деятельности Процесс постановки и решения УЗ Процесс постановки и решения УЗ Процесс освоения понятия и общего способа действия Процесс освоения понятия и общего способа действия Процесс учебной деятельности учащихся Процесс учебной деятельности учащихся Процесс формирования теоретического мышления Процесс формирования теоретического мышления
Основные умения учащихся в развивающем обучении: видеть и формулировать проблему; анализировать факты, работать с различными пособиями; выдвигать гипотезы; осуществлять проверку правильности гипотез; формулировать выводы; отстаивать свою позицию при участии в дискуссии.
Основные элементы педагогической деятельности учителя: создание проблемной ситуации; постановка проблемы и ее выявление; организация и управление познавательной деятельностью учащихся; подведение итогов работы – организация дискуссии, само- и взаимооценка деятельности учащихся.
Учебное занятие в РО Мотивационно – ориентировочная часть Исполнительская часть Рефлексивно – оценочная часть Этап актуали- зации, мотивации Этап постанов и УЗ Этап плани- рования УД Этап преобра - зования условия УЗ Этап моделирова- ния, преобра- зования модели Этап отработки общего способа УД Этап контроля, само- контроля Этап оценки, само- оценки
Виды учебно-познавательной деятельности Идеограммы ! хитин Внутренний скелет клетка Гермафродит Хитиновый покров
Виды учебно-познавательной деятельности Соотнеси факты и понятия Работа с разноуровневыми тестовыми заданиями Найди сходства (различия) Упражнение "Редактор" Почини цепочку Найди лишнее Реши биологическую задачу
Уровень развития познавательной мотивации Результативность
Уровень личностной тревожности Результативность
Интеллектуальное развитие учащихся Результативность
Мои выпускники - студенты Нижегородская медицинская академия Рязанская медицинская академия Московский институт стали и сплавов Нижегородский государственный университет им. Лобачевского Нижегородский технический университет Нижегородский архитектурно- строительный институт Московская академия биотехнологии Владимирский институт радиоэлектроники Санкт-Петербургская академия экономики и бизнеса Арзамасский государственный педагогический институт им. Гайдара Нижегородская медицинская академия Рязанская медицинская академия Московский институт стали и сплавов Нижегородский государственный университет им. Лобачевского Нижегородский технический университет Нижегородский архитектурно- строительный институт Московская академия биотехнологии Владимирский институт радиоэлектроники Санкт-Петербургская академия экономики и бизнеса Арзамасский государственный педагогический институт им. Гайдара
Мои разработки тематическое планирование по курсу "Природоведение" 5 класс и "Биология" с 6 по 9 классы через постановку учебных задач, позволяющее спроектировать учебную деятельность школьников на уроке; проекты и конспекты уроков в 5 – 9 классах по биологии; карты личностного роста для всех ступеней основной школы; системы тестов, контрольных работ, листов контроля и оценки знаний; инструментарий для оценки и самооценки деятельности учащихся
Учитель должен ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда он поможет ребенку стать человеком, совершенствующим самого себя Учитель должен ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда он поможет ребенку стать человеком, совершенствующим самого себя