Изучение роли старославянизмов в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» Автор: Латышева Наталья, ученица 11 класса МОУ СОШ 6 Руководитель: Шиляева Е. Г., учитель русского языка и литературы
Литературная традиция XVIII века – употребление старославянизмов А. С. Пушкин (1799 – 1837) Литературный язык Разговорная речь Возврат к традиции или определённая цель?
Цель работы Определить роль старославянизмов в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Задачи Изучить литературу, уточнив понятие старославянизмов. Найти в тексте поэмы старославянизмы. Определить соотношение старославянизмов и общего количества слов в разных частях поэмы. Систематизировать полученные результаты в виде таблицы и проанализировать их. Сформулировать выводы.
Объект и предмет исследования Старославянизмы Место старославянизмов в поэме и цель использования
Методы исследования Теоретические Эмпирические анализ синтез систематизация обобщение подсчёт лексических единиц
Старославянизмы Фонетические Словообразовательные Грамматические Семантические
Ход выполнения работы Внимательное чтение. Составление плана. Нахождение старославянизмов. Подсчёт общего количества слов и количества старославянизмов в каждой части поэмы. Систематизация данных в виде таблицы. Анализ данных. Формулировка выводов.
Полученные результаты План поэмы Кол-во слов Кол-во старосл. Тон повествования Рождение замысла Петра I893 (3 %)Торжественный Описание новой столицы, выражение чувств к Санкт- Петербургу (8 %)Торжественный Осенний пейзаж и рассказ о жизни Евгения (3 %)Обыденный Описание наводнения (6 %)Торжественный Конец наводнения и его результаты (4 %)Обыденный Потрясение Евгения (6 %)Торжественный Евгений и «Медный всадник»25528 (11 %)Торжественный Финал поэмы 733 (4 %)Обыденный
Выводы Старославянизмы играют важную роль в поэме: в создании высокой, торжественной тональности речи; в придании стилистического единства всему произведению.
Благодарю за внимание!