Структура и содержание внутришкольного мониторинга Яркова А. А. заместитель директора МОУ « Троицкая СОШ »
Внутришкольный мониторинг это система непрерывного сбора, обработки, анализа и хранения информации о функционировании педагогической системы образовательного учреждения, её соответствие общегосударственным требованиям и стандартам.
ВШМ Субъект мониторинга Объект мониторинга Служба мониторинга Цель и задачи Принципы организации Функции мониторинга Технология мониторинга Пользователи результатов
Положение об организации и проведении внутришкольного мониторинга I. Общие положения II. Цели и задачи ВШМ III. Функции и принципы ВШМ IV. Организация управления и кадровое обеспечение ВШМ V. Делопроизводство
Для проведения мониторинга важно знать : что будет отслеживаться ; какие возможные результаты предполагается получить ; как можно выявить эти результаты ; каковы пути коррекции полученных результатов с учетом поставленных в процессе обучения целей.
ВШМ долгосрочный краткосрочный Программа развития Законченный комплекс действий
Этапы долгосрочного ВШМ 1 этап – диагностическое исследование по выявлению проблем образовательного процесса ( входная диагностика ); 2 этап – определение путей внедрения образовательных и воспитательных технологий в УВП и разработка проекта ;
Этапы долгосрочный ВШМ 3 этап – освоение и реализация новых образовательных и воспитательных технологий ; 4 этап – анализ результатов реализации ( выходная диагностика ).
Этапы краткосрочного мониторинга 1 этап – подготовительный постановка цели, прогнозирование ( ожидаемые результаты ); пути внедрения ( как мы хотим достичь цели ); принятие соответствующих педагогических и управленческих решений ; поиск определенных показателей, по которым будет отслеживаться качество педагогической деятельности и управления ; разработка инструментария для проведения мониторинга ; определение сборов замера и характера оценивания необходимой информации.
Этапы краткосрочного мониторинга 2 этап практический сбор информации посредством промежуточных измерений ; систематизация полученной информации ; определение степени отклонения от ожидаемых результатов.
Этапы краткосрочного мониторинга 3 этап аналитический определение причин этого отклонения, анализ ( почему произошло ); разработка рекомендаций и предложений на последующий период ; принятие своевременного управленческого и педагогического решения по дальнейшей стратегии и тактике, по совершенствованию УВП ( модернизация прошедшего этапа или переход к следующему этапу реализации программы развития ОУ )
Что можно отслеживать. Результативность учебного процесса качество обученности учащихся ; профессиональное самоопределение выпускников ; активность в познавательной сфере деятельности ; сохранение и укрепление здоровья школьников.
Качество организации учебного процесса реализация учебного плана школы, учебных программ ; разнообразие использования внедрения в образовательном процессе современных технологий обучения ; рациональность организации учебного процесса ; степень учебно - методической и материально - технической оснащенности УВП
кадровая обеспеченность образовательного процесса и его качество ; степень удовлетворенности участников учебного процесса его организацией и результатами ; степень реализации валеологической направленности образовательного процесса.
Результативность воспитательного процесса сформированность ценностных установок, отношений личности ; сформированность детского коллектива ; удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов организацией жизнедеятельности в ОУ ; степень сохранения и укрепления здоровья школьников ;
эффективность деятельности классного руководителя, педагога ДО ; разнообразие воспитывающей деятельности в ОУ ; степень материально - технической оснащенности воспитательного процесса ; участие учащихся в конкурсах и соревнованиях разного уровня.
Целевая эффективность управления ОУ потенциальные возможности школы в достижении поставленных целей ; прогрессивность школы – способность к развитию ;
Ресурсная эффективность управления ОУ реализация педагогами своих профессиональных интересов и возможностей ; рациональная организация труда в школе ; рациональное использование школьного оборудования, средств, кадров
Социально - психологическая эффективность управления удовлетворенность педагогов, учащихся и их родителей школой ; социально - психологический климат в коллективе ; мотивированность на результативный труд ; воспитательное воздействие коллектива на личность учащегося.
Технологическая эффективность управления ОУ соответствие структуры управления целям школы ; рациональность использования времени ; рациональность технологии управления ; способность руководителей к управлению развитием школы.
Список литературы : 1. Мониторинг качества учебного процесса / авт. Попова Г. П. и др. – Волгоград : Учитель, Организация мониторинговых исследований в образовательных учреждениях. ИПК, Мониторинг качества преподавания в школе. / авт. Севрук А. И. – Пед. общество России, Мониторинг в образовании / авт Майоров А. Н. – Образование - Культура, Мониторинг образовательной деятельности в школе. / Галкина Т. И. – Феникс, Современные средства оценивания результатов обучения. / авт. Звонников В. И. – Академия, 2007