ВВЕДЕНИЕ. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И КРИТИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.
До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их. М.Горький
Цели урока: выявить основные литературные жанры в период расцвета критического реализма; показать своеобразие становления реализма в русской литературе второй половины XIX века; дать понятие о развитии и особенностях русской критики.
РОМАН – большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни людей в определенный период времени
Свойства романа: разветвленность сюжета; наличие системы разнообразных персонажей; охват сложного круга жизненных явлений, проблем и конфликтов; значительная временная протяженность действия (предмет изображения – жизнь в ее сложности и противоречивости).
Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891) Романы «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»
Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) Романы «Рудин», «Накануне», «Отцы и дети»
Роман «Что делать?» Николай Гаврилович Чернышевский (1828 – 1889)
Федор Михайлович Достоевский (1821 – 1881) Романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»
РОМАН-ЭПОПЕЯ – произведение, в центре художественного внимания которого судьба народа (поколений), а не отдельного человека
Свойства романа-эпопеи: жизнь представлена в драматических (или даже трагических) изломах; присутствует широчайшая социально- историческая проблематика; изображается большой период исторического времени; множество действующих лиц; многоплановая композиция; несколько сюжетных линий; авторские отступления.
Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) Роман-эпопея «Война и мир»
ПОЭМА-ЭПОПЕЯ (эпическая поэма) – крупное произведение с сюжетно- повествовательной организацией, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала
Свойства поэмы-эпопеи: многочастное произведение; повествование об исторических событиях и событиях жизни героев раскрывается через восприятие и оценку автора; речь идет о событиях, имеющих общечеловеческое значение; это целая энциклопедия народной жизни, взятой в ее движении от прошлого к настоящему и будущему.
Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1878) Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо…»
ДРАМА – род литературы, объективно отражающий жизнь через явления, составляющие внешний мир (события, поступки, столкновения героев, борьбу)
Свойства драмы: произведение, написанное в монологе- диалогической форме; действия показаны через конфликт; сценичность; авторская речь заменяется ремарками; в центре пьесы – изображение самого процесса действия, где зритель – свидетель происходящего; ориентировка на зрелищную выразительность.
К драматическим произведениям относятся: трагедия; комедия; собственно драма; мелодрама; водевиль.
Александр Николаевич Островский (1823 – 1886) Пьесы «Бесприданница», «Снегурочка», «Гроза»
Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) Пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад»
ОЧЕРК – приближенное к документальному повествование о реальном событии или человеке
Свойства очерка: роль вымысла минимальна; сохраняет особенности и образного отражения жизни (в этом смысле очерк приближается к рассказу); отсутствие единого, острого и быстро разрешающегося конфликта; затрагивает «нравоописательные» проблемы; сочетает особенности художественной литературы и публицистики; возможность отсутствия сюжета; автор вмешивается в ход описываемых событий.
Александр Иванович Левитов (1835 – 1877) «Очерки из народной жизни»
Глеб Иванович Успенский (1843 – 1902) Цикл очерков «Нравы Растеряевой улицы»
КРИТИКА (от греч. kritike – суждение, искусство разбираться) – одна из составных частей литературоведения, оценивающая литературное развитие, истолковывающая художественное произведение с точки зрения современности
Виссарион Григорьевич Белинский (1810 – 1840)
Пути развития России Западно- европейский (западники) Либералы Революционеры- демократы Свой, особый путь (славянофилы)
Александр Иванович Герцен (1812 – 1870)
Николай Александрович Добролюбов (1836 – 1861)
Константин Сергеевич Аксаков (1817 – 1860)
Алексей Степанович Хомяков (1804 – 1860)