1 Учитель живёт до тех пор, пока он учится; как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель. К.Д. Ушинский К.Д. Ушинский
МБОУ СОШ 12 г.Яровое 2015 год
Оценка – мнение о ценности, уровне или значении кого - чего – нибудь, сравнение результата с эталоном. Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.
Значение оценочной деятельности учащегося Происходит реальное развитие оценочных умений Снижается уровень общей и учебной тревожности Осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения Система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой
Проверка знаний учащихся всегда должна служить не только цели контроля, но и целям обучения.
Сущность взаимоконтроля Проверка различными методами объема и качества усвоения материала отдельными учениками Комментирование ответов учащихся Организация учебной деятельности всего класса во время ответа учеников Проверка различными методами объема и качества усвоения материала отдельными учениками Комментирование ответов учащихся Организация учебной деятельности всего класса во время ответа учеников
Приём «Отвечающий и рецензент» Схема рецензии: Полнота ответа Обоснованность Правильность Логичность композиции Культура речи Умение применять знания на практике Схема рецензии: Полнота ответа Обоснованность Правильность Логичность композиции Культура речи Умение применять знания на практике
Приём «Ученик -консультант» Схема работы: Объяснение критериев оценки консультанту Опрос учащихся консультантом 1. Полнота ответа 2. Обоснованность 3. Правильность 4. Логичность 5. Умение применять знания на практике Схема работы: Объяснение критериев оценки консультанту Опрос учащихся консультантом 1. Полнота ответа 2. Обоснованность 3. Правильность 4. Логичность 5. Умение применять знания на практике
Приём «Взаимопроверка в парах» Схема работы: Выполнение индивидуальных заданий Партнер проверяет работу по заданным критериям (ответам) Схема работы: Выполнение индивидуальных заданий Партнер проверяет работу по заданным критериям (ответам)
Вопрос А если у доски слабый или средний ученик? Какой смысл списывать? Вопрос А если у доски слабый или средний ученик? Какой смысл списывать? Ситуация Один ученик у доски решает задачу или пишет трудные слова, а остальные в тетрадях самостоятельно работают над тем же. Ситуация Один ученик у доски решает задачу или пишет трудные слова, а остальные в тетрадях самостоятельно работают над тем же. Вывод Как будто бы все заняты делом, но никакого умственного напряжения это «дело» не требует, ибо подавляющее большинство списывает с доски. Вывод Как будто бы все заняты делом, но никакого умственного напряжения это «дело» не требует, ибо подавляющее большинство списывает с доски.
Виды самооценки на уроке Ретроспективная самооценка Прогностическая самооценка Ученик проверяет работу, сдаёт на проверку. Учитель исправляет ошибки, возвращает тетрадь. Ученик, видя исправленные ошибки, соотносит с критериями оценивания, результат символом фиксирует на полях. Ученику предлагается выполнить задание, Он внимательно знакомится с содержанием задания, соотносит свои возможности с работой Ученик до выполнения себя оценивает. После выполнения задания снова идёт оценивание.
LOGO Рейтинговая (бонусная) система оценки качества знаний учащихся.
Сущность рейтинговой системы: Каждой оценке соответствует определенное количество бонусов, которые необходимо набрать за отчетный период ( урок, тематический модуль): 5 баллов - 15 бонусов ; 4 балла – 10 бонусов. Количество бонусов за контрольные, практические, самостоятельные работы и устные ответы на уроке соответствует среднеарифметической оценке за период, остальное количество бонусов учащийся зарабатывает, выполняя дополнительные задания. Оценку 3 балла учащийся может получить без дополнительных работ при условии выполнения классной и домашней работы. Все предлагаемые варианты заданий имеют бонусное выражение в зависимости от уровня сложности и объема самостоятельной творческой деятельности. Учащиеся самостоятельно определяют уровень знаний по предмету и соответствующую ему оценку. Учащиеся имеют возможность самостоятельного выбора типов заданий в соответствии с желаемым результатом.
Возможности рейтинговой оценки: 1)определить уровень подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса; 2)получить объективную динамику образования ученика; 3)корректировать свою работу, исходя из анализа этой динамики не только учителю, но и ученику, тем самым, ставя его в позицию субъекта учебного процесса; 4)планировать и прогнозировать диапазон уровня знаний, соотнося возможности каждого ученика с образовательным стандартом образования; 5)дифференцировать значимости оценок, полученных учеником за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, контрольная работа, текущая, тренинг, домашняя, творческая и др.); 6)повысить объективность оценки знаний; 7)развития системы ценностных отношений, нравственно- волевых качеств личности: чувства ответственности, мотивации, эмоций, стремления и достижения.
Человек, не знающий математики, не способен ни к каким другим наукам. Более того, он даже не способен оценить уровень своего невежества. Роджер Бэкон (около 1214 г. – 1292 г.)