Автор Ионова Галина Викторовна МОУ « Лотошинская средняя общеобразовательная школа 1»
Показать умение учащихся видеть структурные различия между простыми и сложными предложениями; определять границы сложных предложений; правильно расставлять знаки препинания между частями сложного предложения; читать схемы сложных предложений; составлять сложные предложения по указанным схемам; составлять связное высказывание ( текст) с использованием сложных предложений
Сложное предложение состоит из… Имеет … Части сложного предложения связываются… Разделяются… двух и более простых предложений две и более грамматические основы по смыслу, интонации, союзами запятой
4 БСП [ ],[ ] Травка зеленеет, солнышко блестит. СсП [ ],и[ ] Дохнул мороз, и рады мы проказам матушки- зимы. СпП [ ],(чтоб) Я хочу, чтоб пурга и ненастье не закрыли небес голубых.
Опустились легкие снежинки на лесные тайные тропинки. Прилетели в лес метели, замостил мороз мосты. Платья снежные надели все деревья, все кусты. Подо льдами крепкими дремлют воды рек, белыми сугробами лег на крыши снег. Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл, и вот сама идет волшебница зима. Зима недаром злится, прошла её пора. Весна в окно стучится и гонит со двора
Главные певцы улетели. Лес притих, затаился. В лесу захозяйничал ветер. Он носился между деревьями. Зимой лес сводил с ветром неприятные счеты. Он приносил страшный северный холод. Кругом в лесу лежал пушистый снег. Деревья могли спрятаться от холода. Можно ли эту запись назвать текстом? В чем её особенность? О чем текст? Как его можно озаглавить? Обращается ли автор к конкретному человеку или хочет описать зиму так, чтобы любой читатель мог ярко представить её? Какой перед нами стиль текста? Найдите слова, выражения, которые помогают представить ветер, лес, деревья как живое существо? Как называется такое выразительное средство языка?
Главные певцы улетели. Лес притих, затаился. В лесу захозяйничал ветер. Он носился между деревьями. Зимой лес сводил с ветром неприятные счеты. Он приносил страшный северный холод. Кругом в лесу лежал пушистый снег. Деревья могли спрятаться от холода. [ ], И [ ] [ ], [ ] [ ], (потому что ) [ ], (чтобы)
Главные певцы улетели, и лес притих, затаился. В лесу захозяйничал ветер, он носился между деревьями. Зимой лес сводил с ветром неприятные счеты, потому что он приносил страшный северный холод. Кругом в лесу лежал пушистый снег, чтобы деревья могли спрятаться от холода
Пришла зимушка – зима падает легкий пушистый снег. Я закрываю глаза и представляю как кружатся в воздухе хрусталики – снежинки. Упадет одна и сразу создаётся музыка Зима покрывает землю золотисто – белым ковром. Он сияет как солнце когда вечером зажигаются огни. Зима не дает тебе скучать она посылает ёлку с разноцветными шариками и рисует на стекле смешного зверька
Пришла зимушка – зима, падает легкий пушистый снег. Я закрываю глаза и представляю, как кружатся в воздухе хрусталики – снежинки. Упадет одна, и сразу создается музыка. Он сияет как солнце, когда вечером зажигаются огни. Зима не дает тебе скучать, она посылает ёлку с разноцветными шариками и рисует на стекле смешного зверька
[ ], [ ] [ ], ( как ) [ ], И [ ] [ ], ( когда ) [ ], [ ]
удивлять поражать Чем удивляет, поражает вас зима? Придумайте с этими словами предложения о зиме Простые или сложные прозвучавшие предложения? Зима поражает нас безупречной красотой ледяных узоров. (повести., невоскл., простое, распростр.)
В чем отличие простых предложений от сложных? Какие виды сложных предложений вы знаете? Что общего у сложносочиненных и бессоюзных сложных предложений? Чем от них отличается сложноподчиненное предложение? 13