Психолого-педагогические условия, способствующие успешной адаптации и снижению уровня дезадаптации школьников
План семинара: Сущность явлений «адаптация» - «дезадаптация»; Причины адаптационных нарушений; Диагностика адаптационных нарушений; Профилактика и коррекция адаптационных нарушений;
Ведущие семинара: Якимова А.В. Преподаватель психологических дисциплин КПК Хворова С.В. Преподаватель педагогических дисциплин КПК
Сущность явлений «адаптация» - «дезадаптация » как психолого-педагогической проблемы
Адаптация: Приспособление строения и функций организмов и их групп к условиям существования; Приспособление личности к новому социальному окружению, вхождение в его ролевую и статусную структуру; Особая форма отражения системами внешней и внутренней среды с установлением динамического равновесия;
Фазы адаптации: Ориентировочное приспособление; Неустойчивое приспособление; Относительно устойчивое приспособление; Генерализованная реакция; Сужение, экономизация реакций; Переход на адекватный, устойчиво сохраняющийся способ функционирования;
Уровни адаптации (Чуткина Г.М.): Высокий уровень; Средний уровень; Низкий уровень;
Показатели низкого уровня адаптационных возможностей: Отклонения в психосоматическом развитии и здоровье; Недостаточный уровень социальной и психолого- педагогической готовности к школе; Несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности;
Дезадаптация: Нарушение процесса адаптации; Психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации;
Виды дезадаптации: Патогенная; Психическая; Социальная; Школьная; Социально- психологическая;
Уровни дезадаптации: Педагогический уровень (деятельностный план – проблемы в учении; отношенческий план – неосвоение социальной роли); Психологический уровень(деформация личностных структур); Физиологический уровень(органические и функциональные расстройства);
Причины дезадаптации: Биологические; Социальные; Педагогические;
Социальные причины дезадаптации: Рост алкоголизма, наркомании, преступности; Увеличение количества незащищенных слоев населения; Кризис современной семьи; Влияние средств массовой информации;
Биологические причины дезадаптации: Нарушения внутриутробного развития; Родовая травма; Тяжелые соматические заболевания; Хронические соматические заболевания; Нарушения речи, анализаторных систем и функций ОДА;
Психологические причины дезадаптации: Депривация Эмоциональная Сенсорная Двигательная социальная
Педагогические причины дезадаптации: Несоответствие школьного режима и санитарно-гигиенических условий обучения психофизиологическим особенностям детей группы риска; Экстенсивный характер учебных нагрузок; Преобладание отрицательной оценочной стимуляции;
Диагностика адаптационных нарушений
Факторы и условия, способствующие снижению уровня дезадаптации школьников