Понятие мониторинга
понятие «мониторинг» стали использовать в педагогике, рассматривающей его с двух позиций: 1. как систему (процесс) сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе; 2. как средство получения информации в процессе проведения научного исследования или организации управленческого контроля;
Определение мониторинга Мониторинг контроль с периодическим слежением за объектом исследования и обязательной обратной связью. "Словарь-справочник по педагогике" (2004 г.)
Мониторинг в образовании Мониторинг- система сбора, обработки, хранения и распространения информации о какой-либо системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления данной системой, позволяющая судить о ее состоянии в любой момент времени и дающая возможность прогнозирования ее развития Майоров А.Н.
Педагогический мониторинг Мониторинг в образовании постоянное наблюдение за каким- либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
«распаковка» понятия «мониторинг» Мониторинг представляет собой… Мониторинг включает… Мониторинг предполагает…
Виды мониторинга: По характеру используемых методов и методик статистический нестатистический (мягкий) (базируется на данных (базируется на самострой- статистической отчетности) ятельно разрабатываемых показателях и частных шкалах измерения) По направленности Мониторинг мониторинг мониторинг условий процесса результатов
Виды мониторинга По иерархии: На уровне : «учитель- ученик»; На уровне ОУ; На муниципальном уровне; На региональном уровне; На общероссийском уровне.
цель мониторинга цель мониторинга – оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в сфере образования.
объекты педагогического мониторинга образовательный процесс и его результаты; личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению. процесс освоения программы, предмета; интеграционные процессы в обучении; процесс обновления, совершенствования, содержания, методик, технологий обучения, средств контроля усвоения учебного материала; качество образовательного процесса и т.д.
Предмет мониторинга Состояние объекта; Степень сформированности, проявления,… Изменения в объекте
Субъекты педагогического мониторинга. Те, кто собирает предъявляет Информацию информацию
Критерии, параметры, индикаторы, показатели,… Критерий - обобщенная характеристика объекта; Параметр- уточняющая характеристика критерия; Показатель - числовое значение характеристики; Индикатор- число, выражающее степень проявления свойства объекта
Например: Критерий- доступность получения образования Параметры:- учащиеся на начало уч. года; - учащиеся, выбывшие из ОУ; - необучаемые дети; - Показатель: к-во учащихся на начало уч. года; к-во учащихся, выбывших из ОУ; к-во необучаемых детей; Индикатор: -доля учащихся, выбывших из ОУ по отношению в общему количеству;
Методы сбора информации Наблюдение Анкетирование Интервьюирование Тестирование Анализ документации
Контрольные вопросы Какой процесс можно назвать «мониторингом»? В чем преимущество мониторинга перед традиционными методами и приемами сбора информации? Чем мониторинг отличается от традиционного контроля? В каком случае применим мониторинг? Каковы различия мониторинга, научного исследования и эксперимента? Какова главная сфера применения мониторинга? Для чего мониторинг необходим школе?
Модели мониторинга
1 модель: «Цель -результат» (процессуальный мониторинг в контре»учитель-ученик», Мониторинг вредных привычек среди детей и подростков в Самарской области.) 2 модель: «Вход-выход»( система мониторинга эффективности работы начальных школ в Англии )
Литература Вовна В.И., Короченцев В.В. и др. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием // Инновации в образовании, 2005, 5 Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов // Стандарты и мониторинг, 2000, 5 Горб В.Г. Педагогический мониторинг развития учебных групп в вузе // Стандарты и мониторинг, 2000, 5 Лизинский В.М. Критерии оценки и стимулирование педагогической деятельности учителей как один из ресурсов управления образовательным процессом // Завуч, 2005, 5 Литвиненко Э.В. Квалиметрический подход к определению качества управления образовательным учреждением // Педагогика, 2004, 10 Лобашев В.Д., Лобашев И.В. Педагогическая квалиметрия результатов обучения // Стандарты и мониторинг, 2005, 1 Мокшеев В.А. Организация системы мониторинга в образовании // Школьные технологии, 2005, 1 Поташник М.М. Управление качеством образования в школе. – М., 1996 Русских Г.А. Технология мониторинга уровня обученности // Дополнительное образование, 2005, 8 Севрук А.И. Структура информационного обеспечения управления качеством образования // Школьные технологии, 2004, 6 Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе. – М., 2005 Третьяков П.И. Школа: управление по результатам. – М., 2001 Трубина И.И. Мониторинг качества образования: проблемы и подходы // Информатика и образование, 2005, 5 Чернер С.Л., Романова А.А. Мониторинг качества профильного обучения // Школа, 2004, 2
Предложения для обсуждения Мониторинг сложное и неоднозначное явление. Мониторинг строится на четких основаниях для измерения и сравнения. Объекты мониторинга динамичны, находятся в постоянном развитии. Реализация мониторинга предполагает организацию постоянного слежения. Мера постоянства определяется особенностями объекта и ресурсными возможностями. Главная сфера практического применения мониторинга – это управление (точнее, информационное обслуживание управления в отдельных областях деятельности)