ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА Савченко Л.А
С чего начнем? С исторической справки: термин «портфолио» пришел в педагогику из политики и бизнеса: каждому знакомы понятия - министерский портфель, портфель инвестиций и т. д. Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться не только в текстовом формате, но и в электронном виде.
Обзор Как в мировой, так и в отечественной практике портфолио рассматривается не только как средство педагогической диагностики учащихся (об этом мы будем говорить в дальнейшем), но и как метод оценки профессионализма педагогов.
Предназначение Портфолио Для оценивания квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности (во время аттестации, при устройстве на работу, прохождении конкурса на вакантную должность, других ситуациях карьерного движения и при определении размеров стимулирующих надбавок и поощрительных выплат). Для самооценки профессиональной деятельности работников образования. Для систематизации опыта работы, определения направлений развития. Особенностью Портфолио является сбалансированность формализованных свидетельств достижений работника и рефлексивно-аналитических продуктов предъявления результатов собственной профессиональной деятельности. Портфолио также содержит результаты аналитической работы (педагогического мониторинга) самого работника
- это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника. Портфолио педагога
Мозговой штурм Есть проблема: # Портфолио - одна из форм оценивания индивидуальных достижений педагогов # Портфолио как предпочтительная форма прохождения аттестационного испытания. # Портфолио – это одна из современных придумок ?
Портфолио как альтернативная форма оценки профессионализма учителя Поэтому педагогу, который рассматривает презентацию портфолио как предпочтительную форму прохождения аттестационного испытания, можно рекомендовать в первую очередь познакомится с тем, какие профессиональные компетентности необходимо отразить в портфолио с помощью различных свидетельств
В портфолио для аттестации обязательно должны присутствовать разделы (согласно краевого положения): Образовательный ценз работника (уровень образования, полученная квалификация, ученые звания, степени и т.д.); 2. Профессиональный статус; 3. Характеристики деятельности педагога: 3.1. Результативность (в области академической успешности, воспитания и здоровьесбережения учащихся, для руководящих работников в - области организации, руководства и управления образовательным учреждением) ; 3.2. Профессиональные действия и средства; 3.3. Отношение к профессиональной деятельности педагогического работника детей и их родителей (для руководящих работников - оценка деятельности местным сообществом, профессиональной общественностью); 4. Рефлексивно – аналитическая записка - самооценка аттестуемым профессиональных норм поведения.
Предлагаемые возможные разделы портфолио : 1. Введение 2. Общие сведения об учителе. Официальные документы 3. Результаты педагогической деятельности 4.Научно-методическая деятельность 5. Внеурочная деятельность 6.Учебно-материальная база
Общие сведения об учителе. Официальные документы. Личные данные (титульный лист) Копия диплома о высшем образовании Копия удостоверения о повышении квалификации Копия удостоверения к медалям Копия диплома кандидата наук, ученого звания Копия грамот ( за аттестационный период )
Официальные документы В этом разделе помещаются все имеющиеся у педагога сертифицированные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения: дипломы лауреатов и участников конкурсов, грамоты, благодарственные письма, сертификаты, гранты (документы но получение) и т.д. Перечень документов заверяется подписью директора школы и печатью школы. /Название документа /Содержание /Кем выдан/ Когда выдан
Результаты педагогической деятельности Итоговые результаты по предмету за 3 года Результаты адм-х срезовых контрольных работ по предмету уч-ся Результаты городских (районных) контрольных работ уч-ся Результаты сдачи выпускных экзаменов Список выпускников, окончивших школу с золотой и серебряной медалью(за последние 3 года) Список победителей олимпиад разного уровня с указанием призового места(за 3 года) Список уч-ся, поступивших в вузы( по профилю предмета)
Динамика достижений Динамика учебных достижений обучающихся за последние три года Направления педагогического анализа 1. Анализ результативности образовательного процесса в аспекте показа динамики учебных достижений обучающихся за последние три года ( Соответствие знаний, умений учащихся государственному образовательному стандарту, Качество обученности (количество детей, обучающихся по предмету на «4» и «5»). Соответствие полученного результата возможностям учащихся) 2. Педагогический анализ участия детей в олимпиадах и конкурсах 3. Анализ участия детей в научно-практических конференциях муниципального, регионального, российского уровней
Научно-методическая деятельность 1. Пояснительная записка к программам (по новому УМК) 2. Список учебно - методического обеспечения (основное) 3. Перечень проведенных семинаров, «круглых столов», мастер -классов 4. Тематика докладов(выступлений) на конференциях,, семинарах соответствующего уровня 5. Результаты участия в профессиональных и творческих педагогических конкурсах 6. Тема самообразования, список основной литературы, изученной по данной теме, отчет по теме самообразования(или другая форма выхода темы) 7. Исследовательская работа, ее план, достигнутые результаты. 8. Перечень публикаций из опыта работы.
Обобщение педагогического опыта 1 Наличие собственной системы методических разработок /Название работы /Тема/ Объем в пл. /Время написания 2. Наличие публикаций по проблемам обучения, развития, воспитания детей /Название работы /Тема /Объем в пл. /Время написания /Орган издания 3 Участие в проведении мастер - классов, круглых столов, конференций, стажировок /Форма представления опыта /Тема /Уровень (школьный, муниципальный, региональный..) /Сроки /Наличие отзыва 4 Разработка и реализация авторских концепций, программ, проектов /Вид творческой работы/ Тема (направление, идея…) /Наличие отзыва 5 Участие в инновационной деятельности /Форма участия /Содержание работы /Результативность работ
Исследовательская работа Основные компоненты: Тема исследования. Объект исследования. Предмет исследования. Проблема исследования. Цель исследования. Задачи исследования. Гипотеза исследования. Все компоненты должны быть между собой взаимосвязаны, одно вытекать из другого и им определяться
Использование технологий Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно- коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе 1. п/п 2. Название используемой технологии 3. Классы (группы) в которых используется технология Обоснование применения. 4. Имеющийся или прогнозируемый результат.
Повышение квалификации Название методического объединения или кафедры, в котором работает учитель. Тема, над которой работает структура /Тема, над которой работает учитель в рамках этой структуры/Сроки работы 2 Название творческой группы, в которой работает (работал) учитель. Тема, над которой работает группа /Тема, над которой работает учитель в рамках группы /Сроки работы 3 Систематичность повышения квалификации /Название курсов повышения квалификации /Количество часов аудиторных занятий Сроки/ Вид полученного документа 4 Профессиональная переподготовка или получение дополнительного образования / Название курсов профессиональной переподготовка или получения дополнительного образования/ Количество часов аудиторных занятий /Сроки /Вид полученного документа 5 Обучение в аспирантуре, докторантуре, наличие ученой степени и научного звания. /Название вида обучения /Количество часов аудиторных занятий /Сроки /Вид полученного документа
Участие в конкурсах Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах Название конкурса Сроки Результат 1 Участие в профессиональных конкурсах в образовательном учреждении 2 Участие в муниципальных профессиональных конкурсах 3 Участие в региональных профессиональных конкурсах 4 Участие во всероссийских профессиональных конкурсах 5 Участие в международных конференциях, конкурсах, проектах -
Внеурочная деятельность Программа кружка факультатива, элективного курса (самое главное) Перечень интересных творческих работ учащихся Список основных проведенных внеклассных мероприятий (с фотографиями) Сценарий оригинального мероприятия Победители олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуального марафона ( за три года)
Внеурочная деятельность Результат внеурочной деятельности по преподаваемым предметам Направления описания 1 Описание системы внеурочной деятельности по предмету (показ ее компонентов, содержания, используемых технологий) 2 Описание результативности системы внеурочной деятельности по предмету в аспектах личных достижений учителя, личных достижений учащихся.
Классное руководство Результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя Направление педагогического анализа 1. Описание системы воспитательной работы в классе, ее влияния на развитие воспитательного пространства школы. 2. Анализ результативности деятельности классного руководителя в аспектах: динамика уровня воспитанности, коммуникативной компетентности учащихся; участия детского коллектива в реализации социально – значимых инициатив Показ конструктивного сотрудничества: педагогического, родительского и ученического сообщества
Учебно – материальная база Перечень современного оборудования учебного кабинета Перечень оригинальных наглядных пособий Список видеофильмов, электронных пособий, мультимедиаматериалов Список аудиозаписей (если они необходимы по программе) Перечень справочной литературы и дидактических материалов для учащихся Перечисляется самое новое и главное, соответствующее УМК по предмету
Рецензия 1. Соответствие представленного материала требованиям на заявленную квалификационную категорию; 2. Полнота раскрытия профессиональных достижений и эффективности педагогической деятельности аттестуемого; 3. Положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности; 4. Оценка работы; 5. Другие вопросы по усмотрению рецензента.
З а щ и т а портфолио Защита портфолио проводится в несколько этапов: 1. Презентация портфолио. 2. Ответ на вопросы по существу представленных документов. 3. Ознакомление аттестуемого учителя с рецензиями на работу. 4. Пояснения аттестуемого учителя по замечаниям рецензентов.