Автор: Комур Светлана, ученица 10 А класса Руководитель: Думенко Т.Г., учитель технологии высшей категории исследовательский проект по русскому языку.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ШВЕЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ПРОФЕССИИОБОРУДОВАНИЕВИДЕОЭКСКУРСИИ.
Advertisements

Технологическая последовательность изготовления швейных изделий Автор: Думенко Татьяна Геннадьевна, учитель технологии МОСШ 14 г. Нижневартовск ХМАО-Югра.
Словарь швейных терминов Учитель технологии МОУ «СОШ с. Леляевка» Веденкина Е.Г.
Линия горловины спинки Линия горловины переда Линия плеча Линия талии Линия бока Линия низа.
От слова к термину «ФАУНА» Автор: Рубцов Илья учащийся 4-а класса МОУ «СОШ 8 г. Петровска» Руководитель: Толстова М.В., учитель начальных классов.
Раздел: «Конструирование и моделирование швейных изделий» 8 класс Учитель: Павлова Елена Анатольевна МОУ Полтавская СОШ.
Актуально как никогда... Творческий экзаменационный проект 2010.
Учитель технологии высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 21» г. Калуги Ударова Антонина Владимировна Детали швейных.
Николаева Н. Г., учитель трудового обучения «ГОУ го вида» Город Санкт – Петербург. «Вид женской плечевой одежды»
Комплект для вечера «Розовые фантазии» Выставка-конкурс: «Себя украшу я сама» Номинация: «швейное изделие» Название работы: Комплект для вечера «Розовые.
Изготовление домашнего халата Подготовила: мастер производственного обучения ГБОУ НПО ПЛ 114 МО Морозова Марина Петровна.
Детская пижама Тематическая разработка для учащихся 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Учитель специальной (коррекционной) Общеобразовательной.
Размер Снятие мерок Построение базовой конструкции платья Моделирование муляжным методом.
Моделирование халата с запахом на основе сорочки с цельнокроеным рукавом Презентация подготовлена Учителем МБОУ СОШ 2 Советовой С.В. Г.Владимир.
1.а) влажно - тепловая обработка для предотвращения последующей усадки ткани…. б) внесение изменений в выкройку согласно выбранному фасону…. декатирование.
Виды исследовательских работ Проблемно-реферативные Реферативно-теоретические Реферативно- исследовательские.
Изготовление плечевого изделия Ленкина Валя 7 класс Руководитель Ляшенко ИН МОУ «Ложкинская СШ» 2008 – 2009 учебный год.
Виды юбок Юбки – поясной вид женской одежды Термин «юбка» в русский язык заимствован из французского языка (jupe) Юбка – часть комплекта одежды с блузой,
Впишите название работы Укажите всех авторов и имя руководителя.
Работу выполнила Учащаяся 8а класса Александрова Анастасия. Учитель: Толстихина Вера Ивановна.
Транксрипт:

Автор: Комур Светлана, ученица 10 А класса Руководитель: Думенко Т.Г., учитель технологии высшей категории исследовательский проект по русскому языку

КОНКУРС « ЗОЛОТОЙ НАПЁРСТОК 2008 »

Цель : исследовать историю формирования швейной лексики Задачи: 1. обозначить место терминологии в лексике русского языка; 2. рассмотреть способы образования швейных терминов; 3. систематизировать полученные результаты.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Сравнительно – исторический Описательно – аналитический

1. Краткий этимологический словарь русского языка. Н. М.Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская – М.: Просвещение, Новиков Л.А. Современный русский язык – М.: Лань, Санкт – Петербург, 2001,стр Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка – М.:Азбуковник, 1997, стр Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык – М.: Международный отношения, Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь – М.: Советская энциклопедия, 1989, стр Чехов А.П.Собрание сочинений в восьми томах. Том 1 – М: Правда, 1970, стр Черемных А.И Основы художественного конструирования женской одежды – М.: Просвещение, Чернякова В.Н. Технология обработки ткани // Учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов – М.: Дрофа, Швейная терминология - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

ЛИТЕРАТУРНАЯ СПРАВКА

МЕСТО ТЕРМИНОЛОГИИ В ЛЕКСИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКАЛексика Разговорная НейтральнаяКнижная Научная Публицисти-ческая Научно-деловая терминология

Швейнаятерминология Машино- ведение Технология изготовления изделий Моделирование, конструирование Раскрой изделий Пошив и отделка Обработка деталей вид работы Сборка деталей Отделка изделий Материало- ведение Объект исследования

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ШВЕЙНЫХ ТЕРМИНОВ Заимствованные: капюшон; пелерина; гофре; корсаж; блуза; пальто и др. Исконно русские : шов; рукав; воротник стачать и др.

СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ШВЕЙНЫХ ТЕРМИНОВ синтаксический морфологический семантический

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ префиксальный способ префиксальный способ : проутюжить, сутюжить, подборт; суффиксальный способ: суффиксальный способ: полочка, мерка, прессовать, плечевой шов; префиксально-суффиксальный способ префиксально-суффиксальный способ : окантовка, вытачка; сложение и сращение: сложение и сращение: цельнокроеный, иглодержатель, хлопчатобумажный; аббревиатура аббревиатура : ВТО, ТУ, ШШ.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ СПОСОБ припуск на шов : сущ. + предл. + сущ. ; линия низа изделия : с ущ.+сущ.+ с сс сущ. ; отложной воротник : п рил + сущ ; шов встык : сущ + нареч.

СЕМАНТИЧЕСКИЙ СПОСОБ Галифе Галифе - покрой брюк, широких в верхней части. Название брюкам дало имя Маркиза Гастона - Александра - Августа де Галифе ( ).

ИЗ СЛОВАРЯ «У МОДЫ НА УСТАХ» Реглан Реглан (англ.) - фасон рукава, выкроенного от горловины. Назван по имени генерала, раненного в руку. Больное плечо пришлось закрывать как-то иначе, т.е. рукавом, начинавшимся от горловины.

СЛОВАРЬ « У МОДЫ НА УСТАХ»

ВЫВОД Отвечая на главный вопрос своего исследования о происхождении швейных терминов, я пришла к выводу, что терминология швейного производства - это стройная лексическая система, которая постоянно пополняется. В своём составе она содержит термины общеславянского происхождения и заимствованные. Основные словообразовательные способы, распространённые в терминологии портных: морфологический, семантический и синтаксический. Это стало ясно в результате работы с большим количеством швейных терминов. Таким образом мне удалось доказать гипотезу: изучение швейной терминологии не только обогащает словарный запас, но и помогает осознать словообразовательные процессы русского языка.