Стратегические ориентиры Модель «Российское образование 2020» Проект Министерства образования и науки Российской Федерации Образование, ориентированное на решение задач инновационного развития экономики Доступность качественного образования. 2. Формирование творческих способностей, умений решать проблемы, навыков участия в проектной работе, способностей ориентироваться в условиях быстрой смены технологий. 3. Подготовка обучающихся к непрерывному образованию: формирование способности учиться и переучиваться, чтобы быть успешным на меняющемся рынке труда. 4. Открытость системы образования для общества, ориентация на потребителя образовательных услуг – детей, родителей, работодателей. Развитие обратной связи образования и общества, внешней оценки программ и учреждений.
Установка на развитие творческих способностей обучающихся для большинства учителей привычна, новизна подхода - в нацеленности развития творческих способностей на их практическую реализацию: на умение учиться добывать и применять знания, решать проблемы, ориентироваться в условиях быстрой смены технологий – говоря словами авторов проекта, на освоение инновационного поведения.
ПНПО: Положение о проведении конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы … Учреждение должно являться ресурсным (методическим, опорным, социокультурным) центром для других образовательных учреждений по ряду направлений развития общего образования; пилотной, экспериментальной инновационной или другой площадкой федерального, городского или окружного уровня.
Учитель, деятельность которого должна быть направлена на решение поставленных задач, действительно оказывается в условиях массовых инноваций. Понятие «инновационное развитие» перестает соотноситься исключительно с так называемыми «статусными» ОУ (лицеями, гимназиями, школами с углубленным изучением отдельных предметов). Инновационные процессы затрагивают каждое образовательное учреждение.
В идеале каждое ОУ, являющееся частью муниципальной образовательной системы, обеспечивая обучение, воспитание и развитие детей в режиме стабильного функционирования, должно иметь тему, по которой создается инновационный опыт, развивая тем самым и себя, и городскую систему образования, становясь в перспективе ресурсной школой. М.Поташник, действительный член (академик) Российской академии образования, доктор педагогических наук «Народное образование» 2008 г., 2
Как методическая служба ОУ может помочь педагогу включиться в экспериментальную работу? Каково практическое преломление поставленных задач? Каковы приоритеты работы ГМО и методической службы? Как помочь педагогу в выборе инноваций?
Стратегические ориентиры муниципальной системы образования 1. Расширение образовательных возможностей для каждого. 2. Переход со «знаниевой парадигмы образования на компетентностную». 3. Адресная направленность образовательного процесса. Поддержка разных видов одаренности и склонностей. 4. Подготовка обучающегося к непрерывному образованию. 5. Создание комфортной здоровьесберегающей среды в образовательном процессе 6. Формирование нового «образа» педагога и управленца и др. Целевая программа «Развитие образования в городе Липецке (2009 – 2011 гг.)» «Российское образование в муниципальном измерении» Образовательный форум педагогических работников г. Липецка, август 2008 года Активизация инновационного потенциала системы образования Режим массовых инноваций
Каково практическое преломление поставленных задач? Реализация компетентностного подхода: формирование у школьников практических навыков, способности самостоятельно добывать и применять знания, реализовывать собственные проекты Руководство проектами: организация проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности Работа с одаренными обучающимися: выявление характера одаренности и психолого-педагогическое сопровождение развития обучающегося
Как методическая служба ОУ может помочь педагогу в выборе направлений инновационной деятельности? Программа развития ОУ Направление экспериментальной работы Направление работы методической службы
Как методическая служба ОУ может помочь педагогу включиться в экспериментальную (инновационную) работу? Мотивация педагогов к экспериментальной деятельности Подготовка педагога к экспериментальной деятельности Отслеживание профессионального роста педагога, работающего в экспериментальном режиме
В этой связи в рамках школьных методических объединений не целесообразно останавливаться на частных методических темах. М.Поташник считает, что содержание методической работы - это мировоззренческая, дидактическая и психологическая подготовка учителя. Первая направлена на развитие личности самого педагога, ибо, если уровень культуры личности педагога низкий, никакие знания частных методик не спасают и результаты остаются низкими. В результате дидактической подготовки учитель должен знать все технологии развивающего обучения и выбирать те, которые оптимальны для определенной группы детей. Психологическая подготовка помогает учителю стать более стрессоустойчивым. На следующем этапе учитель овладевает методикой опытно-экспериментальной работы, целенаправленно использует ее ресурс для повышения качества образования
Как методическая служба ОУ может помочь педагогу включиться в экспериментальную (инновационную) работу? Мотивация педагогов к экспериментальной деятельности Подготовка педагога к экспериментальной деятельности Отслеживание профессионального роста педагога, работающего в экспериментальном режиме
При этом возникает еще один важный вопрос: «Как оценивать результативность методической службы?» М.Поташник, отвечая на этот вопрос, предлагает отказаться от оценки эффективности работы методической службы по показателям процесса и перейти на критерии конечного результата. Важно не количество открытых или посещенных уроков и мероприятий, а уровень развития ключевых компетентностей обучающихся.
Закон «Об образовании»: … подготовка, переподготовка, повышение квалификации педагогических работников входит в компетенцию органов управления образованием субъектов Российской Федерации (статья 29, п.16). А содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений входят в компетенцию и сферу ответственности образовательных учреждений (Статья 32. п.20).
Каковы приоритеты работы ГМО и методической службы ОУ? Научно-методическое сопровождение инновационных процессов в образовании ГМО - координируетОУ – организует
Сентябрь Школьная олимпиада как средство выявления одарённых детей и их поддержки. Процедура проведения школьных олимпиад в соответствии с приказом Минобрнауки России 285 от г. «Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников» Ноябрь Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе Декабрь Руководство проектами обучающихся как способ организации урочной и внеурочной деятельности Февраль, март Подготовка к государственной (итоговой) аттестации обучающихся (ЕГЭ, новая форма) Май Итоги работы ГМО в уч.г.: достижения, проблемы, перспективы Общие для рассмотрения на ГМС и ГМО вопросы