Внутренняя политика Александра I «Дней Александровых прекрасное начало» (А.С.Пушкин)
План урока: 1. Россия в начале 19 века. 2. Император Александр Эпоха «Негласного комитета». 4. Реформа государственного управления. М.М.Сперанский. 5. Итог урока.
Из писем Александра I «В наших делах господствует неимоверный беспорядок; грабят со всех сторон; все части управляются дурно; порядок, кажется, изгнан отовсюду, а империя стремится лишь к расширению своих пределов» «Одним словом, мое несчастное Отечество находится в положении, не поддающемся описанию. Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены… Мне думалось, что если когда-либо придет и мой черед царствовать, то я вместо добровольного изгнания себя, я сделаю несравненно лучше, посвятив себя задаче даровать стране свободу и тем не допустить ее сделаться игрушкою в руках каких-либо безумцев»
Екатерина 2 Павел! Екатерина II Павел I Александр 1 родился в 1777 г. Необходимость лавировать между двумя враждующими группировками приучала Александра, по выражению В.О.Ключевского, «жить на два ума, держать две парадные физиономии», развила в нем скрытность, недоверчивость к людям и осторожность. 1. Личность Александра I. Александр I.
Высказывания современников об Александре I П.А.Вяземский «Сфинкс, не разгаданный до гроба» «Сущий прельститель» «Царь умен, изящен, образован; он легко может очаровать, но этого надо опасаться; он неискренен; это настоящий византиец…» М.Сперанский Н.Бонапарт
«Негласный комитет». В.П.Кочубей П.А.Строганов А.Чарторыйский Н.Н.Новосильцев
Задание: рассмотреть первые реформы «Негласного комитета», доказать их либеральную сущность. 1 группа - читает стр , выделяет реформы; 2 группа - читает стр , работает с приложениями; 3 группа – работает с документом.
-Амнистия заключенных ( в т.ч. По политическим мотивам); -12 тыс. дворян получили доступ к государственным должностям; -была ликвидирована Тайная канцелярия, смягчалась цензура; -отменялись пытки; -разрешалось выезжать за границу, носить европейскую одежду; - восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам.
Решение крестьянского вопроса: - Право покупки земли без крепостных получили купцы, мещане, государственные крестьяне; -Запрет публиковать объявления о продаже крепостных крестьян; -Запрет ссылать крестьян в Сибирь за маловажные поступки; г – Указ о «вольных хлебопашцах»
Реформа управления В чем видел Александр I главный недостаток коллегиального управления? Какие преимущества в системе центрального управления давали министерства, учрежденные в 1802 г. вместо коллегий?
М.М.Сперанский.
1 и 2 группы работают с текстом на стр , выполняют задания на карточках. 3 группа работает со схемой и документом.
Центральные органы власти по проекту М.Сперанского Власть Законодательная Исполнительная Судебная Государственная дума депутаты от губернских, окружных, волостных дум Император Государственный совет – законосовещательный орган Сенат -Окружной суд - Волостной суд
Проблема Согласно проекту, крепостные крестьяне не обладали политическими правами, сословный принцип деления населения сохранялся. Однако этот проект вызвал недовольство со стороны дворянства. Почему?
Закрепление Император Государственный совет ( законосовещательный орган с 1810 г) Министерства (органы исполнительной власти) Синод ( высшее духовное учреждение) Сенат (высшее судебное учреждение) -Сравните структуру власти в России до и после реформ Александра I -Назовите ликвидированные и новые учреждения. Изменились ли функции оставшихся учреждений?
Последствия реформы государственного управления Население не получило ни гражданских, ни политических прав Несколько перестроена система управления, учреждены Госсовет и министерства Россия – самодержавная монархия
Каковы итоги крестьянской реформы начала XIXвека?
Домашнее задание 1 группа – вопрос 5, стр.251, даты. 2 группа – вопрос 7, стр. 252, даты, термины. 3 группа – вопрос 7, объяснить слова М.Сперанского: «Александр 1 слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым».