Крутова Ольга Владимировна Новосёловская СОШ учитель биологии и химии Высшее образование, педагогический стаж – 16 лет 2008
«Проектно- исследовательская деятельность как метод обучения на уроках биологии»
Цель: исследовать влияние проектно-исследовательской деятельности на повышение качества обучения на уроках биологии Задачи: 1) Изучить и проанализировать теоретические исследования и практические наработки по проектно-исследовательской деятельности 2) Обосновать необходимость совершенствования системы педагогической деятельности по применению проектов на уроках биологии 3) Совершенствовать учебно-методическое обеспечение организации учебного процесса 4) Разработать показатели результативности педагогической деятельности по использованию на уроках проектов
Понятийный аппарат Проект – метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и её практическом достижении Проектно-исследовательская деятельность – это метод обучения, который может применяться на уроках, факультативах, кружках. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся…. Он формирует большое количество умений и навыков…. Он формирует опыт деятельности…(И. С. Сергеев. Как организовать проектную деятельность, - М.,2008.) Проектное обучение – полезная альтернатива классно- урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её …Его следует использовать как дополнение к другим видам обучения(В. В. Гузеев. Образовательная технология: от приёма до философии. – М.: Сентябрь, 1996.)
Содержание предмета расширяю за счёт: 1. Формирования у учащихся умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач 2. Включения учащихся в проектную деятельность на уроке 3. Развития познавательного интереса учащихся 4.Формирования активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в обучении 5.Реализации опыта учащихся на уроках 6.Использования межпредметных связей 7. Использования электронных учебников
Общеучебные умения и навыки, которые формирую в проектно-исследовательской деятельности у учащихся: - Рефлексивные умения (осмыслить цель и задачи) -Исследовательские (умение выдвигать гипотезы, находить информацию, находить варианты решения проблем) -Работа в сотрудничестве (работа в паре, группе) -Навык самостоятельной работы -Навык анализа собственной деятельности -Умение публичного выступления -Умение и навык составлять презентации
Алгоритм деятельности в технологии проектно- исследовательского обучения Этапы Подготови- тельный Планиро- вание работы Разработка проекта Оформле- ние результатов Презента- ция Оценивание
Представления результатов проектной деятельности Устные сообщение доклад отчёт Письменные учебное пособие - реферат - отчёт Наглядные презентация плакат, стенгазета выставка коллекция
Количество учащихся, занимающихся проектной деятельностью год ) Занимающиеся проектной деятельностью по совету учителя ) Предлагающие сами заниматься проектной деятельностью ) Занимающиеся проектной деятельностью по совет родителей
Высокий мотивационный уровень учащихся к проектно-исследовательской деятельности: Есть ли у вас желание заниматься проектно-исследовательской деятельностью? Учащиеся считают, что проектно-исследовательская деятельность необходима так как:
Результативность работы в данном направлении – показатель роста числа учащихся, подготовивших проектно- исследовательские работы
Уровень успеваемости учащихся, занимающихся проектной деятельностью, по предмету биология
Литература 1. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии. – М.: Сентябрь, Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических институтов. – М.: АРКТИ, Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение, Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, Ширшина Н. В. Проектная деятельность учащихся. Химия. – Волгоград: Учитель, с. 6. Антонова Е. И. Журнал «Математика в школе» - статья: Проектная деятельность в старших классах при изучении геометрии.