Выполнила: учитель биологии МОУ Кирсинская СОШ Чернова М. А.
1. Развивать понятия «видовой состав биоценоза», ярусность в пространстве и во времени, виды взаимоотношений между популяциями, цепи питания. 2. Содействовать воспитанию материалистического понимания приспособленности растений и животных как результата их совместного обитания в определенном биоценозе; формировать правильное отношение к природе. 3. Для развития у учащихся познавательного интереса и любви к родному краю, предложить им виртуальный образ природного сообщества, обучать составлению пищевых цепей.
Методы обучения : объяснительно-иллюстративный. Форма: заочная экскурсия с помощью ЦОР. Форма организации учебной деятельности : фронтально-групповая. Тип урока : урок закрепления знаний. Оборудование: 1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2005., 9 издание. 2. Биология. Зоология беспозвоночных, 7 класс. Просвещение. Мультимедийное учебное пособие, Мультимедийная энциклопедия животных Кирилла и Мефодия, 2006.
1. Подготовительный этап. Вводная беседа. Мультимедиа – панорама «Смешанный лес». 2. Содержание экскурсии: 1) Растительные сообщества смешанного леса. Ярусность. 2) Животный мир смешанного леса. Ярусность. 3) Основные взаимоотношения между организмами, сложившиеся в биоценозе, цепи питания. 4) Примеры положительного и отрицательного влияния человека на жизнь биоценоза смешанного леса. 3. Подведение итогов. 4. Домашнее задание.
1. Что такое лес? 2. Можно ли парк и сад назвать лесом? 3. Какие леса вы знаете? 4. Какие из них встречаются в нашей местности? 5. Чем объяснить, что леса разные: хвойные, лиственные, смешанные? 6. Почему в одной и той же местности встречаются разные типы лесов? 7. Какова роль животных в лесу? 8. Как человек обязан относиться к лесу? 9. Каковы правила поведения в природе?
Береза повислая Сосна обыкновенная Ель обыкновенная Лиственница Осина Черемуха обыкновенная Рябина обыкновенная Липа мелколистная
Шиповник Калина обыкновенная Крушина ломкая Волчье лыко Черника и брусника
Герань лесная Папоротник Лишайник Мох кукушкин лен Груздь Венерин башмачок Купальница европейская Медуница неясная Земляника лесная Душица обыкновенная
Волк Дождевой червь Лисица Лось Заяц-беляк Еж обыкновенный Белка обыкновенная Улитка сухопутная Гадюка обыкновенная Ящерица прыткая
Дрозд-деряба Синица- московка Большой пестрый дятел Клест-еловик Кукушка обыкновенная Ястреб Зяблик Сова ушастая
Непарный шелкопряд Совка Ленточница голубая Голубянка Божья коровка Бронзовка Жук - усач Рыжий лесной муравей Жук - короед
1 группа Выяснить основные взаимоотношения между организмами, сложившиеся в данном биоценозе. 2 группа Составить цепи питания, сложившиеся в данном лесу между представленными организмами. 3 группа Приведите примеры возможного положительного влияния человека на жизнь данного леса. 4 группа Приведите примеры возможного отрицательного влияния человека на жизнь данного леса.
1. Заслушивание и анализ заданий, выполненных группами. 2. Оценивание результатов работы групп. 3. Формулирование вывода: смешанный лес – это биоценоз, так как он не просто сумма образующих его видов, но и совокупность взаимодействий между ними. 4. Д /з: 1) конкурс на лучший письменный отчет об экскурсии; 2) разработать свою мультимедийную экскурсию на другой биоценоз.