Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Авторы-разработчики: А. Я. Данилюк; А. М. Кондаков; В. А. Тишков
Нормативно-информационные документы, регламентирующие Концепцию Конституция РФ; Закон РФ «Об образовании» Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ гг. Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Ключевое слово, определяющее направленность данного проекта – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Определяет: Характер современного воспитательного идеала; Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; Систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа РФ; Основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Социальный заказ Устанавливается в системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними
Социальные и педагогические понятия Нация государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания
Социальные и педагогические понятия Национальное государство Государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно- экономической основой, общей территорией, общими историко- культурными ценностями жителей страны
Социальные и педагогические понятия Национальное самосознание (идентичность) разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, ее народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба
Социальные и педагогические понятия Патриотизм Чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности со своим народом; включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность; а также активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечества
Социальные и педагогические понятия Гражданское общество Общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через органы власти и самоуправления, так через институты гражданского общества
Социальные и педагогические понятия Многообразие культур и народов Существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков: общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа РФ и глобальных или мировых культурных явлений и систем
Социальные и педагогические понятия Межэтнический мир и согласие Единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа РФ, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряженности и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе
Социальные и педагогические понятия Социализация Усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений
Социальные и педагогические понятия Развитие Процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и т.п.
Социальные и педагогические понятия Воспитание Педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества
Социальные и педагогические понятия Национальный воспитательный идеал Высшая цель образования, нравственное, идеальное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций
Социальные и педагогические понятия Базовые национальные ценности Основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа РФ, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развития страны в современных условиях
Социальные и педагогические понятия Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России Педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ РФ, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддисткие), мировое сообщество
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Национальный воспитательный идеал; Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания; Духовно-нравственное развитие и воспитание Базовые национальные ценности Принципы организации духовно- нравственного развития и воспитания
Национальный воспитательный идеал определяется: В соответствии с национальным приоритетом; Исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох; Согласно Конституции РФ; Согласно Закону РФ «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст.9, п.6)
Национальный воспитательный идеал Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
Цель духовно- нравственного развития и воспитания Целью современного отечественного образования является воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России
Задачи духовно- нравственного развития и воспитания Задачи должны быть реализованы в трех основных сферах: В сфере личностного развития; В сфере общественных отношений; В сфере государственных отношений
Духовно-нравственное воспитание и развитие Сложный многоплановый процесс, который может быть осуществлен в сфере общего образования в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимися ценностей: Семейной жизни; Культурно-регионального сообщества; Культуры своего народа; Российской гражданской нации; Мирового сообщества
Духовно-нравственное воспитание и развитие Программы духовно-нравственного развития и воспитания, разрабатываемые и реализуемые ОУ совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьей, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом РФ, открытым для диалога с мировым сообществом
Российская гражданская идентичность Высшая ступень процесса духовно- нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны, многонационального народа РФ, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России
Базовые национальные ценности Патриотизм – любовь к России, своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству
Базовые национальные ценности Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство
Базовые национальные ценности Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания
Базовые национальные ценности Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода
Базовые национальные ценности Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость
Базовые национальные ценности Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира
Базовые национальные ценности Традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога
Базовые национальные ценности Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие
Базовые национальные ценности Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание
Базовые национальные ценности Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество
Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания Нравственного примера педагога; Социально-педагогического партнерства; Индивидуально-личностного развития; Интегративности программ духовно нравственного воспитания; Социальной востребованности воспитания
Принцип нравственного примера педагога Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся
Принцип социально- педагогического партнерства Для достижения целей воспитания необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования детей, культуры и спорта, СМИ
Принцип индивидуально- личностного развития Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации
Принцип интегративности программ духовно-нравственного воспитания и развития Интеграция может быть осуществлена при обращении к содержанию: Истории России, российских народов, своей семьи, роду; Жизненного опыта своих родителей, предков; Традиционных российских религий; Произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры; Периодической литературы, СМИ, отражающих современность; Фольклора народов России; Общественно-полезной и личностно значимой деятельностью; Учебных дисциплин; Других источников информации и научного знания
Принцип социальной востребованности Воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребовано в жизни ребенка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременного социальное созревание ребенка происходит посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем взрослого сообщества