Роль фонетических процессов в поэтическом произведении МОУ Сосново-Борская средняя общеобразовательная школа Учитель русского языка и литературы Белкина О.И.
Эпиграф Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких. Н.В. Гоголь
М. Ю. Лермонтов
26 августа 1812 года произошло сражение. Стихотворение «БОРОДИНО»-отклик на 25-летнюю годовщину сражения.
ЗАДАНИЕ Подчеркните строки, где выражена главная мысль стихотворения.
"Ребята! не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!"
Задание 1. Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков 1 ряд строфа 1( ведь, день) 2 ряд строфа 2( будь) 3 ряд строфа 3 (изорвать)
Задание 2. Подчеркните слова, в которых звуков больше, чем букв 1 ряд строфа 3 ( боя, зимние) 2 ряд строфа 4 ( синие) 3 ряд строфа 5 (стеною)
Задание 3. Найдите слова, в которых один и тот же звук обозначается разными буквами? Франзуз- ус Прилег -бивак
озвончение К бою Сдержали Не отдали
ЗВУКОПИСЬ «АССОНАНС» в переводе с французского означает «созвучие»- повтор гласных ( преимущественно ударных). «АЛЛИТЕРАЦИЯ» приблизительно можно перевести как «собуквие» (от латинского «ad» - к, при, со и «littera» - буква)- прием усиления выразительности повтором согласных звуков
Фонетические явленияч, которые нам встретились в тексте: Озвончение, оглушение, звукопись ( ассонанс, аллитерация), подвижность ударения.
Итог урока Я сегодня узнал.. Мне понравилось… Мне запомнилось, интересно, что…
Домашнее задание: Знать термины, с которыми работали на уроке. Сочинение-миниатюра « Кого можно назвать патриотом?»