«В СЕХ УЧИТЬ ВСЕМУ !» Я.А. К ОМЕНСКИЙ Реализация технологии полного усвоения знаний при подготовке к ГИА и ЕГЭ по математике Богданова Елена Григорьевна, учитель математики БОУ г.Омска «СОШ 116»
П РОБЛЕМЫ В традиционном учебном процессе всегда фиксированы два параметра :ТЕМП обучения и СПОСОБ предъявления учебного материала. Мы объясняем и требуем так, как будто перед нами находится один ученик,а не десятки детей с различными особенностями восприятия,осмысления,запоминания. Вывод : при правильной организации обучения, особенно при снятии ограничений во времени, абсолютное большинство школьников в состоянии полностью усвоить обязательный учебный материал,успешно сдать ГИА и ЕГЭ.
Т ЕХНОЛОГИЯ ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ОТНОСИТСЯ К ТЕХНОЛОГИЯМ ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ Идея полного усвоения была выдвинута в 60-е годы прошлого столетия американскими психологами Дж. Кэрролом и Б.С. Блумом. Дж. Блок и Л. Андерсон на практике разработали соответствующую обще дидактическую систему (технологию) обучения на основе полного усвоения. Современное описание технологии «полного усвоения» отражено в работе М.В. Кларина Технология обучения: идеал и реальность
Б. Б ЛУМ ВЫДЕЛИЛ СЛЕДУЮЩИЕ КАТЕГОРИИ ОБУЧАЕМЫХ : малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах и учебного времени; талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные; учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.
У СТАНОВКИ ДЛЯ ПЕДАГОГА : все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса; педагогу предстоит определить, в чем состоит полное усвоение знаний; какие результаты должны быть достигнуты всеми.
С УТЬ ТЕХНОЛОГИИ : 5 УСЛОВИЙ 1. Эталон 2. Учебные единицы 3. Диагностические тесты 4. Дополнительный учебный материал 5. Разноуровневые контрольные работы
П ОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ШАГОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ 1 шаг. Ориентация учащихся 2 шаг. Разделение на блоки. 3 шаг. Изложение нового материала и проработка его учащимися. 4 шаг. ДА или НЕТ? 5 шаг. Промежуточный диагностический контроль. 6 шаг. Итоговый контроль.
С ТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Изучение нового материала Диагност ический контроль Развитие Коррективная учебная деятельность Самостоят ельная работа Развитие Итоговый контроль
С ТРУКТУРА ЛИСТОВ КОРРЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА 1 раздел.Справочный материал 2 раздел.Проверь себя 3 раздел.Решите самостоятельно
Т РЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ЛИСТОВ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ Содержание заданий соответствует повышенному и высокому уровням усвоения программного материала. Формулировки заданий должны отличаться от традиционных, вызывать интерес учащихся. Часть заданий должна быть доступна большинству учащихся. Должны присутствовать задания на практическое применение математических знаний. Должны быть задачи на развитие логического мышления. Задания должны быть разнообразны по видам деятельности. Задания должны побуждать к самостоятельному поиску новых знаний.
О ЦЕНИВАНИЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 1. Оценивание при изучении нового материала. Безотметочный метод. 2. Оценивание результатов диагностического тестирования. Оценочные суждения усвоил-не усвоил. 3. Оценивание на коррекционно-развивающих занятиях. Дифференцированный подход. 4. Оценивание результатов контрольной работы. Мера конечного результата.
Д ОСТОИНСТВА ТЕХНОЛОГИИ активность каждого ученика в постижении и передаче знаний в процессе обучения; возможность усвоения учебного материала в объеме и в сроки,определяемые психофизиологическими особенностями личности; выработка у учащихся способности к самостоятельному умственному труду,исследовательской деятельности, умения работать в сотрудничестве со сверстниками; демократический стиль общения учителя и ученика, учащихся между собой.