« Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много и кто умеет добывать знания» В. Вахтеров
Содержание образования ориентировано обеспечение самоопределения и самообразования личности овладение способами познавательной деятельности приобретение детьми опыта различных видов деятельности
Задача школы Реализовывать способности личностные качества Формировать познавательную самостоятельность Организация деятельности вооружить ученика методами познания
Задачи исследовательской деятельности: Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы. Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования. Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен другим и востребован другими.
В основе исследовательской деятельности лежат: развитие познавательных умений и навыков учащихся; умение ориентироваться в информационном пространстве; умение самостоятельно конструировать свои знания; умение интегрировать знания из различных областей наук; умение критически мыслить
В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня: первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику; второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно; третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.
Исследования можно классифицировать по-разному: коллективные индивидуальные По количеству участников урочные внеурочные По месту проведения
кратковременные долговременные По времени предметные свободные По теме
освоение программного материала более глубокое освоение материала По проблеме вопросы не входящие в учебную программу
Этапы формирования исследовательской деятельности Первый этап (1 класс) поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Второй этап (2 класс) на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя; на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
Третий этап (3, 4 класс) обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования развитие исследовательских умений
Процесс выполнения включает в себя семь этапов: формулирование темы формулирование цели и задач исследования Теорети ческие исследования; экспериментальные исследования; анализ и оформление научных исследований; Внедрение и эффективность научных исследований; публичное представление работ на разного рода конференциях, чтениях
Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение: классифицировать; обобщать; отбирать все возможные варианты решения; переключаться с одного поиска решения на другой; составлять программу действий по своей работе; рассматривать объект с различных точек зрения; сравнивать различные объекты и их совокупности; составлять задания по предложенной теме; проводить самоконтроль.