ТЕМА ПРОЕКТА: Дети-изгои: как решить проблему
Проблема: Дети-изгои становятся жертвами жестокого обращения со стороны сверстников, находясь при этом в состоянии глубокого травматического стресса.
Цель: Создание условий для популяризации личности отвергаемого коллективом ребенка и налаживания отношений между ним и остальными учащимися.
Задачи: 1. Изучить психологическую литературу по проблеме детей-изгоев. 2. Исследовать ситуацию с детьми-изгоями в нашей школе. 3. Провести сравнительный анализ мнения учащихся и учителей по проблеме. 4. Разработать и внедрить в работу классного коллектива программу по коррекции отношения к детям-изгоям со стороны одноклассников.
Гипотеза: Изменение отношения к детям-изгоям возможно при условии постоянной и планомерной работы с классом.
Механизм реализации проекта I. Поисковое направление II. Экспериментал ьное направление III. Просветительс кое направление IV. Тренинговое направление
Схема реализации этапов проекта: I этап: Реализация поисковой деятельности (конец сентября – начало октября). II этап: Реализация экспериментальной деятельности (октябрь). III этап: Реализация просветительских видов деятельности (ноябрь – декабрь). IV этап: Реализация тренинговых видов деятельности (декабрь – февраль)
Поисковое направление: Цель: теоретическое изучение проблемы отверженности детей сверстниками. Задачи: - изучить психологическую литературу по проблеме отверженности детей коллективом; - определить феномен школьной травли; - сопоставить обнаруженные в литературе факты с ситуацией в нашей школе.
Экспериментальное направление: Цель: экспериментальное изучение феномена отверженности в нашей школе. Задачи: - совместно составить анкету для социологического опроса по проблеме отверженности детей коллективом; - провести анкетирование учителей школы; - провести анкетирование учащихся школы; - проанализировать результаты опроса.
«Есть ли у вас в классе дети, которых обижают все остальные?» (ответы учащихся)
«Есть ли у вас в классе дети, которых обижают все остальные?» (ответы учителей)
«Отметьте, сколько у вас в классе таких детей» (ответы учащихся)
«Отметьте, сколько у вас в классе таких детей» (ответы учителей)
«Как вы считаете, возможно ли изменить отношение класса к детям-изгоям?» (ответы учащихся)
«Как вы считаете, возможно ли изменить отношение класса к детям-изгоям?» (ответы учителей)
«Назовите причины, по которым, по вашему мнению, данные дети отвергаются?» (ответы учащихся)
«Назовите причины, по которым, по вашему мнению, данные дети отвергаются?» (ответы учителей)
Как дети-изгои реагируют на негативное отношение к себе? (ответы учащихся)
Как дети-изгои реагируют на негативное отношение к себе? (ответы учителей)
Просветительское направление: Цель: сообщение учащимся информации по проблеме и совместное обсуждение ее с ними. Задачи: - проводить классные часы нравственной и коммуникативной направленности; - сообщать ученикам информацию по проблеме; - проводить с учащимися дискуссии по данной проблеме; - способствовать изменению мнения учащихся по данной проблеме в процессе дискуссий и обсуждений.
Виды деятельности: - Классный час-дискуссия «Легко ли быть белой вороной». - Проблемный классный час «Можно ли победить жестокость». - Беседа «О милосердии». - Классный час по типу ток-шоу «Милосердие». - Беседа с элементами обсуждения «Радость человеческого общения». - Классный час «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях». - Классный час «Тайны доброты».
Тренинговое направление: Цель: коррекция отношения учащихся к детям-изгоям посредством тренинговых занятий. Задачи: - проводить тренинговые занятия с агрессивными детьми, склонными обижать других, для снижения уровня агрессии и жестокости; - проводить тренинговые занятия с отвергаемыми детьми для выработки у них навыков уверенного поведения; - проводить тренинговые занятия со всеми детьми вместе для выработки у них коммуникативных навыков и навыков совместной бесконфликтной деятельности.
Виды деятельности: - Тренинговые занятия «Я среди людей». - Тренинговые занятия «Как избежать психологических комплексов». - Тренинговые занятия «Люди существуют друг для друга». - Ролевая игра «Конфликты и способы их преодоления». - Занятие с элементами тренинга «Мир глазами агрессивного человека». - Занятие в тренинговом режиме «Умение жить среди людей». - Занятие в тренинговом режиме «Быть уверенным – это здорово!» (формирование навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению). - Классный вечер «Расскажи мне о себе».
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Реализация всех этапов проекта Изменение взаимоотношений между учащимися класса Создание в классном коллективе дружеской и безопасной атмосферы
Создатели проекта: