V Межрайонные педагогические чтения по теме: «Воспитание и обучение (Традиции, инновации, результативность)» Максимова Алла Алексеевна, учитель биологии, географии и химии МБОУ «Цапельская основная общеобразовательная школа» Струго-Красненского района Псковской области
Главное условие успешного обучения – это способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.
1.Активная позиция учащихся на уроке. Ученик на уроке – учащийся, учится сам, учит других. 2.Уход от моноактивности учителя на уроке. Учитель на уроке – дирижёр, создатель условий для развития учащихся. 3. На уроке не воздействие, а взаимодействие. Позиция сотрудничества, сотворчества, соавторства. 4. Развитие – процесс внутренний, личный. Развиваются не умения и навыки, а внутренний мир человека, представленный сознанием, которое и определяет качество мышления, знаний, поведения, деятельности.
Каждый учитель может найти в опыте других те изюминки, которые позволят ему усовершенствовать его педагогическую деятельность. 1.Изучить материал о приемах педагогической техники для учебного успеха ученика на уроке. 2.Систематизировать приемы педагогической техники в зависимости от этапов урока. 3.Показать на практических примерах разнообразие приемов педагогической техники.
5 основных принципов Принцип свободы выбора Принцип открытости Принцип деятельности Принцип обратной связи Принцип идеальности (высокого КПД)
Приемы, используемые до начала урока или в начале урока: Прием «Защитный лист»; Прием «Кредит доверия»; Прием «Образовательная стратегия»; Прием «Доволен-недоволен»;
Этап актуализации и целеполагания: Прием «Интеллектуальная разминка»; Прием «Игра в случайность»; Прием «Отсроченная реакция»; Прием «Настроение»; Прием «Зашифрованная фраза»; Прием «Удивляй!»; Прием «Отсроченная отгадка»; Прием «А знаете ли Вы что…»; Прием «Привлекательная цель»; Прием «Ручеек»; Прием «Ассоциативное солнышко»;
Этап изучения нового материала, этап первичного закрепления изученного материала: Прием «Я утверждаю, что…»; Прием «Получи бонус»; Прием «Один ум – хорошо, а два – лучше»; Прием «Опиши меня…»; Прием «Паутина»; Прием «Забей гол!» («Установи соответствие»); Прием «Практичность теории»; Прием «Лови ошибку!»; Прием «Синквейн»; Прием «Перевод с русского на русский» (на слух); Прием «Горячий стул»; Прием «Мобильная связь»;
Этап обобщения, повторения и систематизации знаний: Прием «Урок без правил»; Прием «Брей-Ринг»; Прием «Кто быстрее?»; Этап контроля и коррекции знаний: Прием «Слепой текст»; Прием «Терминологический диктант»; Прием «Выбери ответ»; Прием «Опрос-итог»; Прием «Самооценка»;
Этап домашнее задание: Прием «Необычная обычность»; Прием «Сочинялка»; Прием «Идеальное задание»; Прием «Трехуровневое задание»; Прием «Творчество работает на будущее»;
Применение разнообразных приемов современной педагогической техники дает следующие преимущества: 1.Значительно возрастает многообразие уроков; 2.При подготовке к урокам уделяется большее внимание организации начала и конца урока, на дачу домашнего задания; 3.Разнообразные уроки повышают интерес учащихся к предмету, что, несомненно, сказывается на качестве обучения; 4.Возрастает творческий потенциал учителя;
С