ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ «Новой школе - нового учителя» МОУ МК 6-7 октября 2010 г.
Т ЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Система развивающего обучения Занкова Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов) Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская) Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко)
СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В. ЗАНКОВА Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить, А. Дистервег Целевые ориентации Высокое общее развитие личности. Создание основы для всестороннего гармонического развития (гармонизация содержания).
О СОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Урок в системе развивающего обучения Методическая цель - создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Особенности урока Ход познания - «от учеников». Преобразующий характер деятельности учащегося Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся Коллективный поиск, направляемый учителем, Создание педагогических ситуаций общения Гибкая структура Отслеживание развития
С ИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ С НАПРАВЛЕННОСТЬЮ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ (И.П. В ОЛКОВ, Г.С. А ЛЬТШУЛЛЕР, И.П. И ВАНОВ ) Ребенок - непризнанный гений Средь буднично серых людей. М.Волошин Акценты целей По И. П. Волкову: Выявить, учесть и развить творческие способности; Фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт. По Г.С.Альтшуллеру: Обучить творческой деятельности. Ознакомить с приемами творческого воображения. Научить решать изобретательские задачи. По И.П.Иванову: Воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ (И.С. ЯКИМАНСКАЯ) Лучший подарок для будущего – прошлое. Акцент целей Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка. Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъектный) опыт ребенка. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства. Гипотезы Ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является, как носитель субъектного опыта. Ученье есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития. «Вектор развития» строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию. Ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта и развития на его основе.
О ТЛИЧИЕ ОТ ТРАДИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Традиционный подход Личностно-ориентированный подход Обучение как нормально построенный процесс (и в этом жестко регламентированный) Учение как индивидуальная деятельность учащегося, её коррекции и педагогическая поддержка Вектор развития задан Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого всё необходимые условия Общая, единая и обязательная для всех линия психического развития Помощь каждому ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность, с учетом имеющегося у него опыта познания Вектор развития строится от обучения к учению Вектор развития строится от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию Задача формирования личности с заданными свойствами Обеспечение личностного роста, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, смыслотворчество, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я- концепцию
Ф ОРМЫ УРОКА ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВНУТРИ ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ. Методы.Формы урока. Проблемный метод Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении Работа в группах, парах Работа с портфолио Урок - дискуссия Урок - игра Урок - КВН Урок - беседа Урок - экскурсия Интегрированный урок Урок – концерт Урок – спектакль Урок - размышление
Т ЕХНОЛОГИЯ САМОРАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ (Г.К.С ЕЛЕВКО ) Воспитание достигло своей цели, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать и знает способ и средства, как это осуществить. А.Дистервег Акценты целей Формирование человека самосовершенствующегося. Формирование СУМ - самоуправляющих механизмов личности. Воспитание доминанты самосовершенствования, саморазвития личности. Формирование индивидуального стиля учебной деятельности.
О СОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ СРО включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы : «Теория» - освоение теоретических основ самосовершенствования. В учебный план школы вводится существенная, принципиально важная компонента - курс «Самосовершенствование личности» с I по XI класс. Практика - формирование опыта деятельности по самосовершенствованию. Эта деятельность представляет внеурочные занятия ребенка во второй половине дня. «Методика» - реализация форм и методов саморазвивающего обучения в преподавании основ наук.