Урок музыки в 6 классе Учитель: Кальчинская В.А.
Когда-то, давным-давно, учёный- математик Древней Греции Пифагор натянул струну на прямоугольный ящик для очередного опыта. Он изучал её свойства, заставляя колебаться то всю струну, то её половину, то треть. Так мы узнали физические свойства звука (амплитуда колебания). Этот инструмент был назван монохорд (моно – один, хорда – отрезок, 1 струна)
Затем монохорд превратился в многострунную арфу
От арфы берёт начало клавесин. Больше других он полюбился музыкантам. В XVI веке «клавир» - это ключ. В клавесине клавиши действительно работали, как «включатели» звука. От силы удара по клавише клавесина сила звука совершенно не зависела, звуки были как бы одинаковы. Удар по клавише клавесина приводил в движение перышко, которое как бы «щипало» струны. Звук получался звонкий, отрывистый и быстро затихал. Для усиления звука применялись удвоенные, утроенные и учетверённые струны.
Позже стали делать клавесины с двумя клавиатурами – мануалами (вспомните орган). На нём было хорошо играть полифонические произведения. Ведь в полифонии все голоса равнозвучны. Для этого инструмента написано большое количество произведений И.С.Бахом.
В начале XVIII века итальянский мастер Бартоломмео Кристофори создал инструмент, в котором по струне ударяли молоточки, обтянутые кожей. И самое главное, что от силы удара по клавише зависела сила звука. Это музыкантам показалось столь важным, что инструменты с такой механикой стали называть «фортепьяно». «Форте» - громко, «пиано» - тихо. Долгое время клавесин не хотел уступать дорогу новому инструменту. Но решающее слово сказали композиторы. Они стали сочинять для фортепиано такую музыку, которую на клавесине играть было невозможно. Ещё Моцарт играл на клавесине и фортепиано. А Бетховен играл и сочинял для рояля.
Рояль – означает «королевский». И действительно, среди музыкальных инструментов ему нет равных по умению звучать так разнообразно. Он одновременно и многозвучно- мощный, и нежный, он умеет звучать с виртуозным блеском, петь самыми нежными и певучими голосами. Словом, настоящий инструмент – оркестр. Многие композиторы были и выдающимися пианистами – Моцарт, Бетховен, Лист, Шуберт, Шопен, Рахманинов и другие.
монохорд арфа клавесин фортепиано рояль