М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ Волкова Л.В. (в презентации использованы фрагменты презентации Н.В. Громыко), Пермь, 2010 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ Волкова Л.В. (в презентации использованы фрагменты презентации Н.В. Громыко), Пермь, 2010 г.
Advertisements

М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ( В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ )
М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ Волкова Л.В. (в презентации использованы фрагменты презентации Н.В. Громыко), Пермь, 2010 г.
М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ. С ОВРЕМЕННЫЕ УЧЁНЫЕ, РАЗРАБАТЫВАЮЩИЕ ИДЕИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА А.Г. Асмолов, д.пс.н. А.В. Хуторской, д.п.н. Ю.В.
Метапредметный подход в образовании Смирнова Е.В., учитель английского языка.
Метапредметные результаты в НОЦ педагогический совет –
И СПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная.
Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов 2012 г.
Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов 2012 г.
Ключевые компетенции метапредметных образовательных результатов. Учитель физики : Салина О.И. МОУСОШ 15. Х. Дыдымкин. Курского района
Понятие метапредметности. Метадеятельность, как универсальная деятельность, ее отличие от предметной Дербина Ирина Сергеевна, учитель истории и обществознания.
Педагогический совет Тема выступления: Метапредметное обучение Выступающий: Миронова Е.Г.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Егорова О.А. – учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия 1 г.Майского»
Новые подходы к организации учебной деятельности: проектирование урока на основе метапредметного подхода СЕМИНАР,
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Мыследеятельностная педагогика Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.
Типология универсальных учебных действий (УУД) Типология универсальных учебных действий (УУД)
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ. Редко можно найти учителя, который не стремился бы давать знания детям. Но какую бы модную технологию он не использовал,
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Транксрипт:

М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ Волкова Л.В. (в презентации использованы фрагменты презентации Н.В. Громыко), Пермь, 2010 г.

П ОНЯТИЙНОЕ ПОЛЕ В.В. Давыдов

П ОНЯТИЙНОЕ ПОЛЕ Мыследеятельностная педагогика – один из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования, основывающийся на включении в содержание образования культурных способов и средств мышления и деятельности. Метапредметный подход – подход, основанный на положениях мыследеятельностной педагогики. Метапредметные категории – одиночные или парные категории, свойственные абстрактному мышлению. Метапредмет – нетрадиционный учебный предмет, выстраиваемый вокруг определенной мыслительной организованности (знак, знание, задача, проблема)

А КТУАЛЬНОСТЬ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА

Р АЗДРОБЛЕННОСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В XVII-XVIII ВВ. Исаак Ньютон ( ) – физика Жан Батист Ламарк ( ) – биология Карл Риттер ( ) – география

Н ОВЫЕ ВЫЗОВЫ XXI В.

Т РЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ

С ОВРЕМЕННЫЕ УЧЁНЫЕ, РАЗРАБАТЫВАЮЩИЕ ИДЕИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА А.Г. Асмолов, д.пс.н. А.В. Хуторской, д.п.н. Ю.В. Громыко, д.ф.н.,

М ЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ( ПО А.Г. А СМОЛОВУ ) Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Л ИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения: - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - смыслообразование; - нравственно-этическая ориентация.

Р ЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность: - целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль; - коррекция; - оценка; - саморегуляция.

П ОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания: - общеучебные универсальные действия (самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и др.); - логические (анализ; синтез; доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения и др.); - постановка и решение проблемы.

К ОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - постановка вопросов; - разрешение конфликтов; - управление поведением партнера; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

М ЕТАПРЕДМЕТЫ ( ПО Ю.В. Г РОМЫКО ) Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности.

М ЕТАПРЕДМЕТЫ ( ПО Ю.В. Г РОМЫКО ) Традиционный подход Метапредметный подход 1. Знакомство с важнейшими определениями учебного предмета. 1. Промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета. 2. Осознание понятий и работа с ним в рамках учебного предмета. 2. Переоткрывание процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета. 3. Использование способа пере открывания знания на разном учебном материале.

М ЕТАПРЕДМЕТЫ ( ПО Ю.В. Г РОМЫКО ) Метапредметы – это определённый взгляд на интегративность и на то, как она может выстраиваться в соответствии с двумя позициями. Первая. Материал переорганизуется в соответствии с логикой развития какой-то конкретной организованности (знания, знака, проблемы, задачи), которая над предметна и носит универсальный характер (отсюда и название мета предметов – «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача»). Вторая. Обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или другой организованностью.

М ЕТАПРЕДМЕТ «З НАК » Основная задача метапредмета «Знак» : формирование у школьников способности схематизации.

М ЕТАПРЕДМЕТ «З НАНИЕ » Основная задача метапредмета «Знание»: формирование способности работать с понятиями.

М ЕТАПРЕДМЕТ «П РОБЛЕМА » Основная задача метапредмета «Проблема»: формирование у школьников собственной позиции относительно данного события.

М ЕТАПРЕДМЕТ «З АДАЧА » Основная задача метапредмета «Задача»: решение школьниками разных задач и освоение способов их решения.

В ЫВОДЫ 1. В современной педагогике существуют три взгляда на метапредметность в образовании. 2. Метапредметы могут быть представлены в двух формах: как «связки» между предметами и как отдельные учебные курсы. 3. В основе метапредметного подхода положение: знания об объектах не сообщаются ученику в виде готового материала, а добываются каждым учеником.

О СОБЕННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ Это интегрированное занятие.

О СОБЕННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ Организация деятельности учащихся не с целью передачи им знаний, а с целью им передачи способов работы со знанием.

О СОБЕННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.

О СОБЕННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из химии или физики.

О СОБЕННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.

О СОБЕННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ Ориентация на развитие базовых способностей: мышления, воображения, целеполагания, понимания, действия.

О СОБЕННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ Методические приёмы и соответствующие им формы: неделя метапредметного осознания, рефлексивная остановка, выстраивание личной учебной стратегии, коллективная игра в мыслительный эксперимент.

П РИМЕРЫ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КАТЕГОРИЙ 1. Определение и понятие. 2. Рисунок и схема. 3. Знание и информация. 4. Цель и задача. 5. Роль и позиция. 6. Модель и способ. 7. Содержание и форма. 8. Знание и незнание. 9. Порядок и хаос. 10. Изменение и развитие. 11. Простое и сложное.

Л ИТЕРАТУРА Хуторской А.В. Метапредмет «Мироведение»: Экспериментальный интегрированный курс. Пособие для учителя. - Черноголовка, с. Хуторской А.В. Метапредмет «Числа»: Экспериментальный интегрированный курс. - Черноголовка, с. Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М., 1998.

Л ИТЕРАТУРА Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). – Минск, Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, Громыко Ю.В. Метапредмет «Знание» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, Громыко Н.В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов / Учебно-методическое пособие для учащихся классов. – М

З АДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 1. Разработка метапредметного занятия. 2. Разработка дидактических материалов по учебному предмету в рамках метапредмета «Проблема». 3. Включение одного из методических приёмов в логику предметного занятия. 4. Подготовка вопросов по использованию метапредметного подхода в практической деятельности.