Автор опыта: Романова Н.Ю МБОУ Междуреченская СОШ
Высокий уровень Выше среднего Средний уровень Ниже среднего Низкий уровень Проблемы 1. Внимание (объем, устойчивость, концентрация, переключение) 0%20% 30% 20%30%50% 2.Восприятие 0% 20%30% 20%50% 3. Память ( зрительная, слуховая, моторная, объём памяти) 0% 30%20%10%40%50% 4. Мышление (предметно - действенное или наглядно – действенное, наглядно – образное). 0% 20%40%20% 40% 5. Воображение (непроизвольное, пассивное, активное) 0% 30%40%20%10%30%
Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.
Целью педагогической деятельности является развитие мыслительной деятельности обучающихся через использование технологии личностно ориентированного обучения, потребности активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения поставленных задач на уроке и во внеурочное время.
Задачи: Формирование у учащихся системы научных знаний; Содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии мыслительных способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства; Оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов.
Психологические игры и упражнения. Развивают психические процессы, включают в деятельность оба полушария мозга, служат средством психологической разгрузки. Заземлитель (улучшает внимание, мыслительную деятельность, понимание при чтении). Перекрестные движения (развивает память, активизирует оба полушария мозга). Перекрестные движения с движением глаз (активизация обоих полушарий, подготовка к усвоению знаний) Ленивые восьмерки (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания). Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками. Центр восьмерки должен быть на уровне глаз.
Занимательные задачи Веселые задачи можно применять при изучении программного материала и для активизации познавательной деятельности учеников на уроках. Сказочные задачи, т.е. задачи со сказочными образами, сказочными сюжетами. Через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Головоломки, ребусы. Они закладывают основы доказательного мышления. Близки к головоломкам и задачи на сообразительность. Один из наиболее распространенных видов головоломок - магические квадраты. Чтобы активизировать внимание и развивать мыслительную деятельность хорошо использовать ребусы:
Математические загадки Загадка - это логическое упражнение, при выполнении которого ребенок учится выделять существенные признаки предмета, а так же определять предмет по нескольким перечисленным признакам. Расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление, знакомят детей с окружающим миром, развивают логическое мышление. После отгадывания загадки задача учителя - добиваться обоснованного, доказательного ответа на вопрос: "Как ты догадался? Объясни!". Такая работа развивает логическое мышление, математическую речь, учит видеть в окружающем мире общие свойства и различия предметов и явлений.
Использование графов в обучении детей математике способствует их интеллектуальному развитию, которое благоприятно сказывается на качестве логического мышления. Задай графическую схему. Доведи до конца частично заполненные схемы. Составь выражение по данной графической схеме. Составь задачу по графической схеме Составь графическую схему по условию задачи.
Упражнения по проведению рефлексии 1.«Ассоциативный ряд» 2.«Торт решений» 3.«Солнышко» 4.«Лист обратной связи» 5.«Письмо самому себе» 6.«Незаконченные предложения» 7.«Барометр настроения» Дети отмечают своё эмоциональное состояние на вертикальной черте. 8. «Пейзаж зеркало настроения» Детям предлагается схематично нарисовать собственное настроение в виде пейзажа.
Интеллектуальные разминки. РАЗМИНКА 1. Как называется цветок с девичьим именем? Что дарят на день рождения? Что бывает на дороге после дождя? Как называется след от лыж? Дикая кошка это... Что делают с соком? РАЗМИНКА 2. Сладости в обертках. Во что ставят цветы? Геометрическая фигура без углов - это... Что подпрыгивает, если ударить? Бабушкина дочь это... Что надевают на ноги? Кто лечит людей?
Высокий уровень Выше среднего Средний уровень Ниже среднего Низкий уровень Проблемы 1. Внимание (объем, устойчивость, концентрация, переключение внимания) 20%30% 40% 10%0%10% 2.Восприятие 10% 20%50%10% 20% 3. Память (непроизвольная, зрительная, слуховая, моторная, объём памяти) 30% 10%0%10% 4. Мышление (предметно - действенное или наглядно – действенное, наглядно – образное). 20% 30%40%10%0%10% 5. Воображение (непроизвольное, пассивное, активное) 30% 20%30%20%0%20%