Методы и приёмы проблемно-диалогического обучения Косарева С.А., учитель начальных классов Косарева Н.Н., учитель начальных классов МБОУ «ООШ 10» г. Гурьевска.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК или Как открывать знания с учениками.
Advertisements

Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Проблемный урок, ИЛИ Как открывать знания с учениками. Хвоинская В. А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена Леонидовна Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена.
Семинар подготовили учителя 2-х классов. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Теория и практика проблемно- диалогического обучения в ОС «Школа 2100»
Технология проблемного обучения как средство реализации ФГОС НОО «Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать.
Тип проблемной ситуации Тип противоречияПриемы создания проблемной ситуации С удивлением Между двумя (или более) фактами 1.Одновременно предъявить противоречивые.
Учитель биологии Червоненко Н.Ю. Калининградская область Нестеровский район. МБОУ Замковская СОШ п Ясная Поляна 2012 год.
Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС Из опыта работы Миняевой Е.Н., учителя начальных классов МБОУ «РСОШ 3»
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний посредством.
Приемы создания проблемных ситуаций Жакулина И. В., учитель начальных классов МОУ - ООШ 23 г. Чапаевска Самарской области Технология деятельностного метода.
Подготовила Ефремова Л.Р. МБОУ СОШ 12, г. Ноябрьск, ЯНАО.
Проблемно-диалогическая технология в начальной школе Хазова Зинаида Акингиновна, учитель начальных классов МОУ «Верховажская начальная общеобразовательная.
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК Как открывать знания вместе с учениками.
Создание проблемных ситуаций на уроке и пути их решения Ратушная И.Г., учитель начальных классов МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Применение технологии проблемного диалога Учитель начальных классов: Татуревич Нинель Владимировна МОУ ИРМО Пивоваровская СОШ.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим.
Моделирование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе Семинар - практикум Заместитель директора по учебной работе МБОУ Лукояновская СОШ 1 М. Б.
Проблемно-диалогическая технология в начальной школе Макашова Елена Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 18.
Транксрипт:

Методы и приёмы проблемно-диалогического обучения Косарева С.А., учитель начальных классов Косарева Н.Н., учитель начальных классов МБОУ «ООШ 10» г. Гурьевска Кемеровской области

Сущность понятия «проблемная ситуация» Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность.

Цель создания проблемной ситуации Осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Проблемный диалог ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ Этап формулирования темы урока или вопроса для исследования ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ Этап формулирования нового знания ДИАЛОГ

Приемы создания проблемной ситуации Побуждающий Побуждающий Подводящий Подводящий 1. Проблемная ситуация «с удивлением» 2. Проблемная ситуация «с затруднением» 1. Проблемная ситуация «с удивлением» 2. Проблемная ситуация «с затруднением» 1. Подводящий к проблеме диалог 2. Подводящий от проблемы диалог 1. Подводящий к проблеме диалог 2. Подводящий от проблемы диалог Мотивирующий Мотивирующий 1. Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно» 2. Демонстрация непонятных явлений 3. Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация» 1. Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно» 2. Демонстрация непонятных явлений 3. Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация»

Побуждающий от проблемной ситуации диалог Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации С удивлением Между двумя (или более) положениями 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. Между житейским представлением учащихся и научным фактом 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. С затруднением Между необходимостью выполнить задание учителя 4. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. 5. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Проблемные ситуации, возникающие «с удивлением» Приём 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения

Проблемные ситуации, возникающие «с удивлением» Приём 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания _ _ _ Решили пример? -Какие получились ответы? -Почему ответы разные? -Чем этот пример отличается от тех, которые решали раньше? -Значит, какие примеры будем учиться решать? Тема урока: «Вычитание двузначных чисел, где в уменьшаемом количество единиц меньше, чем в вычитаемом»

Проблемные ситуации, возникающие «с удивлением» Приём 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. грустный капустный звёзный известный грустный капустный звёздный известный - Вы сначала как написали? -А как надо записать? -Что же это за звук, если не слышится и не произносится? Тема урока: «Непроизносимые согласные в корне слова»

Проблемные ситуации, возникающие «с затруднением» Приём 4. Дать практическое задание не сходное с предыдущим = = = = – 7 = ? -Найдите значения этих выражений. -Все смогли выполнить эти задания или у кого-то возникли затруднения? -Где возникли затруднения? -Почему? -Сформулируйте тему урока? Тема урока: «Вычитание чисел с переходом через десяток»

Проблемные ситуации, возникающие «с затруднением» Приём 5. Дать практическое задание не выполнимое вообще играть ехать полоть пить мыть -Определите лицо и число глаголов -Почему не удаётся выполнить задание? -Как можно назвать глаголы, у которых нельзя определить лицо и число? Тема урока «Неопределённая форма глагола»

РЕАКЦИЯ НА НЕОЖИДАННЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ ТАК ПРИНЯТИЕ НЕОЖИДАННОЙ ФОРМУЛИРОВКИ ПОБУЖДЕНИЕ К ПЕРЕФОРМУЛИРО ВАНИЮ КТО ЕЩЁ ХОЧЕТ СКАЗАТЬ? КТО ДУМАЕТ ИНАЧЕ? КТО МОЖЕТ ВЫРАЗИТЬ МЫСЛЬ ТОЧНЕЕ?

ПРИЁМЫ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ 1. Побуждающий диалог это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для: - побуждения к созданию противоречия; - побуждения к формулированию учебной проблемы. 1. Побуждающий диалог это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для: - побуждения к созданию противоречия; - побуждения к формулированию учебной проблемы. 2. Подводящий диалог это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия; система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока. Данный прием не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».

ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ Д Б Е М К А С Т У Х Э Ш Ь И - Прочитайте буквы - Назовите каждую третью букву (Е А У Э И) - Какие это буквы? - Какова тема нашего урока? Тема урока: «Гласные буквы и их звуки»

ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ Марья Дарья Софья Илья -Прочитайте слова. -Что они означают? -Что надо помнить при написании имён, фамилий? -Что общего есть в этих словах? -В каких случаях пишется разделительный мягкий знак? -Какова будет тема урока? Тема урока: «Написание заглавной буквы и разделительного Ь в словах»

МОТИВИРУЩИЕ ПРИЁМЫ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ «Яркое пятно» сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.): сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и другой интригующий материал. Демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность). «Актуализация» обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

ПРИЁМ «АКТУАЛИЗАЦИЯ» Русский язык. Тема урока: «Перенос слов» - Как вы поступите, если начали писать слово, а места на строке не хватает? (Перенесём на другую строку) - Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как хочется? (Наверное, для этого должны быть правила) - Сегодня вы узнаете эти правила, потренируетесь в переносе слов.

Приемы создания проблемной ситуации Побуждающий Побуждающий Подводящий Подводящий 1. Проблемная ситуация «с удивлением» 2. Проблемная ситуация «с затруднением» 1. Проблемная ситуация «с удивлением» 2. Проблемная ситуация «с затруднением» 1. Подводящий к проблеме диалог 2. Подводящий от проблемы диалог 1. Подводящий к проблеме диалог 2. Подводящий от проблемы диалог Мотивирующий Мотивирующий 1. Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно» 2. Демонстрация непонятных явлений 3. Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация» 1. Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно» 2. Демонстрация непонятных явлений 3. Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация»

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ Урок изучения нового материала, причём на содержании любого предмета, любой системы и любой образовательной ступени.