ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Задачи создания информационной среды. создать единую для всей школы базу данных, содержащую информацию о различных аспектах учебно-воспитательного процесса: сведения о сотрудниках, учащихся и родителях, учебный план, электронный классный журнал, расписание, разнообразные отчеты и т.п.; предоставить пользователям возможность общения между собой (с помощью внутришкольной доски объявлений и внутришкольной почты) и доступа к общим ресурсам; обеспечить использование в учебном процессе разнообразных образовательных ресурсов (как готовых, так и собственной разработки), а также их интегрирование в единую среду.
Признаки и свойства информационной среды Выступает условием сложных взаимодействий типа «человек - техника», «человек - человек», «человек - знаковая система», «человек – художественный образ». Процессуальный и результативный аспекты этих взаимодействий, направленных на совершенствование человеческой личности, переживаются участниками педагогического процесса и имеют четкую ценностную ориентацию. Развитие информационной среды связано с постоянным повышением уровня ее организации и технического оснащения. Структура информационной среды в основном определяется необходимостью решения педагогических задач, их взаимосвязью и взаимодействием участников образовательного процесса. Информационная среда образовательного учреждения должна включать в себя инвариантные компоненты: –образовательной (учебно-воспитательного процесса); –управления: образовательным процессом, контингентом обучающихся, кадрами, ресурсами; –обеспечения коммуникации.
обеспечение информационной среды наличие единой базы данных; ввод данных с возможностью их последующего редактирования; многопользовательский режим использования данных; разграничение прав доступа к данным; использование одних и тех же данных в различных приложениях и процессах; возможность обмена данными между различными прикладными программами, а также с базой данных.
пользователи ИСОУ директор; зам. директора по ИТ; зам. директора по учебно-воспитательной работе; зам. директора по АХЧ; педагог-организатор; социальный педагог; психолог; секретарь; библиотекарь; классный руководитель; учитель-предметник; ученик; родитель.
структура локальной сети центральный выделенный сервер для хранения единой базы данных образовательного учреждения и иных информационных ресурсов общего доступа; компьютерные классы для преподавания курса информатики, для компьютерной поддержки общеобразовательных предметов, для организации внеклассной работы; автоматизированные рабочие места для административных работников, для сотрудников социально-психологической службы, для библиотеки (медиатеки), для методической работы, в учебных предметных кабинетах; школьный информационно-методический центр (ИМЦ); демонстрационные комплексы.
Программное обеспечение программного обеспечения общего назначения (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др.); программного обеспечения для автоматизации деятельности различных служб (учета учащихся и родителей, кадрового учета, составления расписания, анализа успеваемости, автоматизации библиотеки и др.); программно-методического обеспечения для организации учебно-воспитательного процесса (обучающие и развивающие компьютерные программы, электронные справочники, мультимедийные энциклопедии и др.); информационных ресурсов образовательного учреждения (единая база данных, учебно-методические банки данных, мультимедийные учебные разработки, хранилище документов, веб-сайт).
Нормативно-организационное обеспечение программу информатизации образовательного учреждения, в которой описываются основные цели, задачи и этапы информатизации, приводится план мероприятий и план развития технической инфраструктуры на текущий учебный год; планы реализации тех образовательных проектов, которые образовательное учреждение осуществляет в данный момент; распределение функций между сотрудниками образовательного учреждения, в том числе по управлению процессами информатизации, техническому и методическому сопровождению, обучению и консультированию, внедрению информационных технологий в образовательную практику; регламентирующие документы, в том числе права и обязанности пользователей ИСОУ, графики работы компьютерного оборудования.
Аспекты использования информационной среды Организационный Руководитель ОУ должен понимать значимость такой среды Программно-технический Школа должна быть снабжена компьютерной техникой в объеме, который позволяет использовать ее не только на уроках информатики, но и на уроках по другим дисциплинам. Помимо компьютеров должны быть другие технические устройства для наиболее эффективного использования компьютерных и информационных технологий в учебном процессе – принтеры, сканеры, проекторы и другое оборудование для организации локальной сети. Необходимы средства связи для выхода в Интернет. Кадровый Кадры – педагоги и сотрудники школ – должны быть обучены. Необходимы навыки работы на компьютере, со стандартными системными и программными приложениями