Современные воспитательные технологии на основе компетентностного подхода Измерова Я. Е. – ст. преподаватель кафедры теории и методики воспитания
Компетентностный подход Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации
Компетентностный подход Универсальные компетентности широкого спектра (радиуса) использования называют ключевыми или базовыми. Базовые компетентности многофункциональные, надпредметные и междисциплинарные
Компетентностный подход Базовые компетентности: Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе, внешкольных; Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации); Компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и пр.) Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность)
Компетентностный подход Компетенции – это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность
Воспитательный потенциал технологий обучения и развития Ценностно-смысловые компетенции; Общекультурные компетенции; Учебно-познавательные компетенции; Информационные компетенции; Коммуникативные компетенции
Воспитательный потенциал технологий обучения и развития Ценностно-смысловые компетенции: -умение адекватно оценивать свои возможности и способности; -формирование внутренней мотивации приобретения знаний для дальнейшего образования; -понимание необходимости личностного роста для успешного самоопределения в будущем; -выбор приоритетными не материальные ценности, а здоровье, семью, интересную работу; -интерес к конкретной области деятельности, не пренебрегая и материальной стороной
Воспитательный потенциал технологий обучения и развития Общекультурные компетенции: -проявление личностных качеств – гражданских, интеллектуальных, нравственных, общей культуры; -формирование представлений о необходимости соблюдения общечеловеческие, гуманные, нравственные законы и нормы; -стремление жить в гармонии с окружающим миром
Воспитательный потенциал технологий обучения и развития Учебно-познавательные компетенции: -умение самостоятельно планировать свою деятельность; -способность к самореализации, активность в выборе деятельности; -способность к самообразованию; -овладение навыками продуктивной деятельности (проектная деятельность)
Воспитательный потенциал технологий обучения и развития Информационные компетенции: -при помощи реальных объектов (телевизор, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио-и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) способность самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию
Воспитательный потенциал технологий обучения и развития Коммуникативные компетенции: -умение жить и работать в коллективе, приобретение понятия о социальных ролях (лидер-организатор, лидер- генератор идей, исполнитель, зритель); -наличие представлений о способах выхода из конфликтных ситуаций; -формирование навыков взаимодействия с различными социокультурными объектами коммуникации (умение корректно и правильно задать вопрос, представить себя, написать заявление и т.п.)
Воспитательный характер технологий обучения и развития в контексте компетентностного подхода Технологии саморегулируемого обучения; Развивающие технологии образования
Воспитательный характер технологий обучения и развития в контексте компетентностного подхода Когнитивно-ориентированные технологии: диалогические методы обучения, семинары-дискуссии, проблемное обучение, когнитивное инструктирование, когнитивные карты, инструментально-логический тренинг, тренинг рефлексии
Воспитательный характер технологий обучения и развития в контексте компетентностного подхода Деятельностно-ориентированные технологии: методы проектов и направляющих текстов, контекстное обучение, организационно-деятельностные игры, комплексные (дидактические) задания, технологические карты, имитационно-игровое моделирование
Воспитательный характер технологий обучения и развития в контексте компетентностного подхода Личностно-ориентированные технологии: интерактивные и имитационные игры, тренинги развития, развивающая психодиагностика, тренинг личностной причинности
Воспитательные возможности современного урока Урок должен актуализировать личный социальный опыт учащихся, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению знаний. Рекомендуется организовать в интерактивной форме. Для того, чтобы формируемые компетенции были личностно значимыми необходимо учащегося к самому себе, его опыту.
Воспитательные возможности современного урока Одним из способов самопознания является рефлексия. В качестве результата рефлексии выступает внутренний опыт человека, выраженный в вербальной или эмоционально-образной форме
Воспитательные возможности современного урока Вербальная форма рефлексии предполагает: -припоминание ситуации и вычленение в ней отдельных элементов; -выявление способа действия; -выявление назревающих противоречий; -формулирование вопросов, обращенных к себе, и ответы на них; -нравственная оценка действий, мыслей, чувств, эмоций в данной ситуации и формулирование ее в вербальной форме; -формулирование выводов, экстраполяция их на аналогичные ситуации
Воспитательные возможности современного урока Эмоционально-образная рефлексия предполагает: -припоминание ситуации, ее общего эмоционального фона; -припоминание эмоциональных состояний на различных этапах ситуации; -выводы относительно сохранения или изменения эмоционального фона в аналогичных ситуациях
Методы педагогической поддержки развития способностей Интеллектуальных способностей: - «мозговой штурм» - «сократовская беседа» - заданной формы организации учебно- воспитательного процесса - деловая игра - развития интуиции - метод психотренинга