Система психолого – педагогического сопровождения ребенка при реализации ФГОС Педагог – психолог МОУ СОШ 10 О.А. Шелестович 2010 – 2011 г.г.
?
ИНДИВИДУАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ БЫЛО И ОСТАЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЛИЧНОСТЬ НЕ СВОБОДНА, ЕСЛИ ОНА НЕ ОТЛИЧАЕТ ДОБРО ОТ ЗЛА, НЕ ЦЕНИТ ЖИЗНЬ, ТРУД, СЕМЬЮ, ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ОБЩЕСТВО, ОТЕЧЕСТВО, Т.Е. ВСЕ ТО, В ЧЕМ В НРАВСТВЕННОМ ОТНОШЕНИИ УТВЕРЖДАЕТ СЕБЯ ЧЕЛОВЕК И РАЗВИВАЕТСЯ ЕГО ЛИЧНОСТЬ. ЗНАНИЯ НАУК И НЕЗНАНИЕ ДОБРА, ОСТРЫЙ УМ И ГЛУХОЕ СЕРДЦЕ ТАЯТ УГРОЗУ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, ОГРАНИЧИВАЮТ И ДЕФОРМИРУЮТ ЕГО ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИНТЕГРИРОВАНЫ В ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: УРОЧНУЮ, ВНЕУРОЧНУЮ, ВНЕШКОЛЬНУЮ И ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНУЮ. ИНЫМИ СЛОВАМИ, НЕОБХОДИМА ИНТЕГРАТИВНОСТЬ ПРОГРАММ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ. Концепция духовно- нравственного развития личности гражданина России
Базовые принципы сопровождения 1 3 Непрерывность Междисциплинарность Приоритет интересов ребенка Комплексность Принципы Битяновой М.Р. 1. Следование за естественным развитием этапах онтогенеза; 2. Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой 3. Психолог помогает ориентироваться и действовать в заданных условиях, 4. Психолог действует опосредованно через педагогов и родителей. В рамках ФГОС 1. Систематическое отслеживание психолого- педагогического статуса ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения. 2. Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению. 3. Создание специальных социально- психологические условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. ?
Готовность к обучению в 1 классе: Психологическая готовность: Навыки общения Умение слушать Готовность ограничить себя в движении Уметь выполнять требования взрослых Потребность действовать по образцу жизни взрослых Желание учиться Нравственная готовность: Знание норм и правил поведения Умение прислушиваться к замечаниям и исправлять недостатки Формирование внутренних этических инстанций (умение видеть свою вину и извиняться)…
Направления работы по психологическому сопровождению первоклассников Знакомство с документацией Диагностика (индивидуальная) Консультирование педагогов, родителей Коррекционно - развивающая работа (включающая личностное развитие) Отслеживание динамики развития Психологическое просвещение и образование
Диагностический материал Знакомство с документацией Диагностика (индивидуальная) Консультирование педагогов, родителей Коррекционно - развивающая работа (включающая личностное развитие) Отслеживание динамики развития Психологическое просвещение и образование МЭДИС (метод экспресс – диагностики интеллектуальных способностей) Кратковременная слуховая память Смысловая память Уровень восприятия Тип мышления Ведущий глаз (информационное поле) Мотивация / Установка Матрицы Равена (тест интеллекта на обучаемость) Вербальный интеллект Рассказ по картинкам Уровень умственного развития Эмоциональное состояние (по Дорофеевой) Уровень работоспособности Тип нервной системы Механическая память Проективные методики
Индивидуальная диагностика
Динамика развития
План работы психолога с первоклассниками
Карта сопровождения
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психолога могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволят сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы