Методическая разработка раздела учебной программы по математике 3 класс УМК «Гармония» Тема «Деление» (аттестационная работа) Выполнила: Учитель начальных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическая разработка раздела учебной программы по математике 1 класс УМК «Школа России» Тема«Числа от 1 до 10. Число 0.Нумерация» (аттестационная работа)
Advertisements

Методическая система развивающего обучения математике в 1-4 классах Н. Б. ИСТОМИНА, доктор педагогических наук, профессор.
УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ УМК «Гармония» под редакцией Н. Б. Истоминой.
Методы и средства обучения.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
2. Большой комплекс задач позволяют решать и прописи. Особенности прописей: Имеют название, мотивирующее обучение правильному и красивому письму.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Классификация уроков: Традиционное обучение: *комбинированный урок *урок новых знаний *урок обобщения и систематизации изученного *урок закрепления умений.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
Особенности организации современного урока в начальной школе.
Каким должен быть современный урок Учитель русского языка и литературы МБОУ Огудневской СОШ д.Огуднево ЩМР МО Смирнова Т.В.
План лекции: 1. Понятие о методах, средствах и приемах обучения. 2. Сущность и содержание методов обучения.
Основные понятия Слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ, путь достижения цели. Метод означает способ достижения цели, определенным.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И. Песталоцци.
Учитель живёт до тех Учитель живёт до тех пор пока учится: пор пока учится: как только он перестаёт как только он перестаёт учиться, в нём умирает учиться,
« Дифференцированное обучение младших школьников в УМК « Начальная школа XXI века » на уроках математики, русского языка » « Дифференцированное обучение.
Транксрипт:

Методическая разработка раздела учебной программы по математике 3 класс УМК «Гармония» Тема «Деление» (аттестационная работа) Выполнила: Учитель начальных классов МОУ Варнавинской СОШ Наталья Дмитриевна Цапулина Январь 2010 г.

Пояснительная записка В основе построения курса – концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения. Реализация концепции: Реализация концепции: в логике построения содержания курса в логике построения содержания курса в методическом подходе в методическом подходе в системе учебных заданий в системе учебных заданий в методике обучения решению текстовых задач в методике обучения решению текстовых задач в методике формирования представлений о геометрических фигурах в методике формирования представлений о геометрических фигурах в методике использования калькулятора в методике использования калькулятора в организации дифференцированного обучения в организации дифференцированного обучения в построении уроков математики в построении уроков математики

Раздел «Деление» Включает темы: Взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления Взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления Деление любого числа на 1, само на себя, деление нуля на число. Невозможность деления на нуль. Деление любого числа на 1, само на себя, деление нуля на число. Невозможность деления на нуль. Увеличить в несколько раз. Уменьшить в несколько раз. Во сколько раз? Увеличить в несколько раз. Уменьшить в несколько раз. Во сколько раз? Деление круглых десятков на 10 и на круглые десятки. Деление круглых десятков на 10 и на круглые десятки. Порядок выполнения действий в выражениях. Табличные случаи умножения и деления. Порядок выполнения действий в выражениях. Табличные случаи умножения и деления.

УМК Н Н.Б.Истомина «Математика» учебник для 3 класса.Б.Истомина Рабочая тетрадь в 2 частях к учебнику «Математика».Б.Истомина Методические рекомендации к учебнику математики М Математика 3 класс поурочные планы по учебнику Н.Б.Истоминой. Автор- составитель Н.В.Лободина.

Цель раздела программы: познакомить учащихся с делением и разъяснить им предметный смысл данного арифметического действия.

Задачи: Обучающие: -с-совершенствование навыков табличного умножения; -С-Сформулировать правило о взаимосвязи компонентов и результата действия умножения для вычисления результата деления и научиться его применять; - учиться решать задачи, используя представления о конкретном смысле деления; -познакомить с понятием «уменьшить в несколько раз» и установить его связь с предметным смыслом деления; -разъяснить предметный смысл ответа на вопрос: «во сколько раз больше (меньше)?», опираясь на ранее изученный материал и практический опыт детей; -продолжить работу по усвоению предметного смысла кратного сравнения; - усвоение способа действий при делении «круглых» десятков на 10 и на «круглые» десятки; - познакомить с правилами порядка выполнения действий и разъяснить их содержание; - совершенствовать умение записывать решение задач выражением, применяя правила порядка выполнения действий; - совершенствование вычислительных навыков, умений решать задачи, умений применять правила порядка выполнения действий;

развивающие -развитие внимательности и наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, сравнивать, обобщать, логически мыслить; воспитательные - воспитание осознанного отношения к получаемым знаниям.

Психолого – педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями. Социльная ситуация в младшем школьном возрасте: 1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью. 2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно- логическому мышлению. 3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам). 4. Мотивация достижения становится доминирующей. 5. Происходит смена референтной группы. 6. Происходит смена распорядка дня. 7. Укрепляется новая внутренняя позиция. 8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. 8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

Ведущий вид деятельности: учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность. К КК Компоненты учебной деятельности (по Д.Б.Эльконину): Мотивация. Учебная задача. Учебные операции. Контроль и оценка.

Мотивы учения: познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний, приемами самостоятельной работы, приобретение дополнительных знаний, программы самосовершенствования); социальные (ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение); узколичные – получить хорошую отметку, заслужить похвалу (по Е.Е.Сапоговой).

Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов ( идёт развитие математической речи, овладение терминологией). Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов ( идёт развитие математической речи, овладение терминологией). Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией, переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание. Поэтому важное место в обучении математике отводится наглядности и игровым приёмам. Восприятие также характеризуется непроизвольностью. Воображение проходит две стадии развития. Интенсивно развивается самосознание.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы. К концу изучения раздела программы дети должны: ЗНАТЬ -Таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне автоматизированного навыка) - Свойства арифметических действий: -сложения (переместительное и сочетательное) -умножения (переместительное, сочетательное) - Названия компонентов и результатов действий умножения и деления; правила нахождения множителя, делимого, делителя. - Способы сравнения и измерения площадей. УМЕТЬ - Устно складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах 100, смысл сложения, вычитания, умножения и деления, различные вычислительные приёмы, взаимосвязь компонентов и результатов действий, свойства арифметических действий. - Использовать эти правила при выполнении различных заданий - Сравнивать площади данных фигур с помощью различных мерок. Использовать эти знания для решения задач.

Обоснование используемых методов организации деятельности учащихся Метод обучения – способ совместной деятельности учителя и ученика, направленный на решение задач обучения. По источнику получения знаний выделяют: Словесные методы Словесные методы Наглядные методы Наглядные методы Практические методы Практические методы

Словесные методы Рассказ Рассказ Объяснение (когда изучаем математические правила) Объяснение (когда изучаем математические правила) Беседа (в начале изучения темы или при подведении итогов урока) Беседа (в начале изучения темы или при подведении итогов урока) Дискуссия Дискуссия Лекция Лекция Работа с книгой (под руководством учителя; с опорой на книгу даются все основные понятия в математике) Работа с книгой (под руководством учителя; с опорой на книгу даются все основные понятия в математике)

Наглядные методы Метод иллюстрации Метод иллюстрации Метод демонстрации Метод демонстрации

Практические методы Упражнения Упражнения Устные Устные Письменные Письменные Графические Графические Лабораторные работы Лабораторные работы Практические работы Практические работы

Метод дидактических игр Дидактическая игра – такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. (используем на уроках обобщения и закрепления пройденного материала)

Классификация методов по характеру познавательной деятельности Объяснительно – иллюстративные Объяснительно – иллюстративные Репродуктивные Репродуктивные Проблемные Проблемные Частично – поисковые Частично – поисковые Исследовательские Исследовательские

Система знаний и система деятельности. Обучение математике очень тесно связано с разными науками. На каждом уроке математики идёт развитие познавательной деятельности учащихся. Преобразующая деятельность учащихся наблюдается, когда мы учимся задавать вопросы, при построении алгоритмов, при работе с геометрическим материалом,. К общеучебной деятельности относится развитие математической речи, использование математической терминологии. Так же общеучебным видом деятельности является организация работы в группах К самоорганизующей деятельности на уроках математики относится прежде всего самоконтроль и самооценка.

Урок математики в 3 классе Тема урока: Во сколько раз…? Цель урока: - продолжить работу по формированию предметного смысла вопроса «во сколько раз…?»

Задачи урока: Обучающие - рассмотреть во взаимосвязи понятие «увеличить в несколько раз» и «уменьшить в несколько раз», « во сколько раз больше (меньше)?»; - закрепление понятий «увеличить на…» и «уменьшить на…»; - закрепление умения решать задачи; - закрепление знаний табличного умножения и деления; - совершенствование вычислительных навыков. Развивающие - развитие умения анализировать задачи, имея исходные данные; - развитие внимания, сознательной дисциплины и самостоятельности на уроке; - развитие математического логического мышления; - развитие и совершенствование математической речи. Воспитательные - воспитание дружеских отношений при работе в парах и микрогруппах; - воспитание усидчивости, аккуратности при работе в тетрадях; - воспитание осознанного отношения к своему здоровью.

Структура урока I. Мотивационный этап. Организационный момент 1 мин. II. Этап постановки учебной задачи. Сообщение темы и цели урока 1 мин. III. Этап актуализации. 1. Устная работа. Работа с отрезками 2 мин. Работа с числами 1 мин. Работа с задачей 3 мин. 2. Работа над темой Фронтальная работа 3 мин. Индивидуальная работа 4 мин. Коллективная работа 6 мин. 3. Физкультминутка 3 мин. 4. Закрепление пройденного материала Решение задачи 8 мин. Работа в парах 5 мин. Анализ выражений 3 мин. IV. Рефлексивно-оценочный этап 1. Задание на дом и инструктаж 2 мин. 2. Подведение итогов 2 мин. 3. Оценивание 1 мин.

А 18 см В А 18 см В Р 9 см К D 3 см 3 см C M 2 см O 6 см L 6 см L N

15 кг 15 X6 90X2 90 – – 15

Коля ВоваМаша 24 гриба 8 грибов 4 гриба 24 : 8 24 – 8 24 : 48 – : 4

48 : 824 : 318 : 9 48 – 824 –

Физкультминутка

В пачке 24 листа бумаги. Для урока труда Нина взяла из неё 3 листа, а Катя в 5 раз больше, чем Нина. Сколько листов бумаги осталось? Взяли: Взяли: Было : Нина – 3 листа Осталось: Было : Нина – 3 листа Осталось: Катя - ? в 5 раз больше, Катя - ? в 5 раз больше, чем Нина. чем Нина. 24 листа ? листов

6 x 8 = 483 x 9 = : 6 =489 x 3 = 27 8 : 48 = 627 : 3 =9 7 x 8 = 569 : 27 = 3 56 : 8 = 7 9 x 7 = 63 8 x 56 = = 63 7 : 56 = 8 63 : 7 = 9 9 : 63 = 7

Домашнее задание 183 стр. 61 учебника, 183 стр. 61 учебника, 182 (а,б) с.60 – 1 вариант или (а,б) с.60 – 1 вариант или (в,г) с вариант стр.65 рабочей тетради 182 (в,г) с вариант стр.65 рабочей тетради

Итог урока Как узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого? А : В А на сколько одно число больше или меньше другого? А – В

Спасибо за внимание! До новых встреч!