День педагогического мастерства Проблемный урок биологии
Цели проблемного обучения развитие мышления и способностей учащихся, творческих умений; усвоение учащимися знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем; воспитание активной творческой личности.
Структура проблемного урока Постановка учебной проблемы Поиск решения Выражение решения Творческое применение «открытых» знаний
Трудности проблемного обучения Проблемное обучение требует большего количества времени. Школьники должны обладать определенной биологической эрудицией. От учителя требуется отличное знание предмета, а также гибкость и оперативность в работе на уроке.
Проблемный вопрос Проблемный вопрос отражает субъективное противоречие между тем объемом знаний, которые имеются у ребят и недостаточностью этих знаний для решения проблемы. Проблемный вопрос должен быть: - сложным, сопряжённым с противоречиями; - ёмким, способным охватить широкий круг вопросов; - предполагающим научный спор на базе различных толкований; - создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.
Критерии оценки работы учащихся Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию. Самостоятельное усмотрение проблемы в привычной, и в незнакомой ситуации. Видение новой функции знакомого объекта. Способность выделять в объекте его структурные или функциональные компоненты. Самостоятельное предложение вариантов решения проблемы. Успешное комбинирование ранее известных способов решения проблемы для выработки нового, до сих пор не применявшегося.
Литература. 1. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, Коротяев Б.И. Учение - процесс творческий. - М.: Просвещение, С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Современный урок (ч.III). – Ростов н\Д, «Учитель», narod.ru/rogacheva/problem.htmhttp://school- 89.narod.ru/rogacheva/problem.htm 5.
Формы решения проблем дискуссия проблемное изложение эвристическая беседа исследование