Система подготовки выпускников к ЕГЭ по обществознанию Из опыта работы
На основании отчета ФИПИ можно вывести следующие рекомендации при подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию Уделять особое внимание заданиям на установление структурно-функциональных и причинно-следственных связей объектов. Прорабатывать обобщенные понятия: при подготовке конкретизировать их фактами, примерами (как из области обществознания, так и из смежных областей). При подготовке к ЕГЭ по обществознанию моделировать различные социальные ситуации, устанавливать связи между теоретическими положениями и иллюстрирующими их социальными фактами.
На основании отчета ФИПИ можно вывести следующие рекомендации при подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию Регулярно заниматься с фрагментами научно- популярных текстов с целью найти, интерпретировать и прокомментировать полученную из них информацию. Пользоваться материалами СМИ, анализировать и интерпретировать их. Желающим получить высший балл на ЕГЭ по обществознанию нужно научиться анализировать и оценивать полученную из текста информацию в заданиях высокого уровня сложности
Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются сегодняшние выпускники при сдаче ЕГЭ – это не столько незнание содержания материала, сколько неумение работать с тестовым материалом разной типологии и разного уровня сложности. в связи с этим – необходимость организации системной работы на уроках по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету.
В чём мне видится система работы в данном направлении? в 8-м, 9-м классе – пропедевтическая работа (использование тестовых заданий при осуществлении контроля знаний учащихся) в 10-м, 11-м классах – на уроках обобщения материала, при контроле знаний – использование тестовых заданий разного уровня сложности; знакомство с типологией заданий уровня В и С (тесты развивающего и контролирующего характера)
умение правильно заполнять экзаменационные бланки - чрезвычайно важно и обеспечивает уверенное поведение школьников на экзамене, он чувствует себя свободнее, комфортнее. Следует отработать с учащимися правила заполнения бланков, провести ряд проверочных работ с модулированными бланками.
Особенности организации работы при подготовке к ЕГЭ 1. Уроки учебного курса «Обществознание» в средней школе проводится по системе: лекция, семинар, зачёт (тест). Таким образом, учебный материал многократно отрабатывается, что ведет к его наиболее полному усвоению. 2. Помимо учебного курса обществознания, школьникам предлагается модульный курс. Значительная часть занятий посвящена отработке навыков решения проблемных задач, написанию эссе, решению тестов. Основная задача данного курса подготовки – это актуализация знаний, полученных при изучении курса обществознание.
Принципы работы при подготовке к ЕГЭ 1) работа над пониманием формулировки вопроса задания и умением отвечать на строго поставленный вопрос; 2) работа в соответствии с алгоритмами выполнения заданий; 3) анализ заданий, вызывающих наибольшие затруднения; 4) работа с понятиями; 5) решение тренировочных тестов; 6) тренинг в заполнении бланков ЕГЭ.
8 содержательных линий курса обществознания Человек Общество Познание Социальная сфера Духовная сфера Экономика Политика Право
oksananiki.ucoz.ru
Проверка знаний в тестовой форме выбор правильного ответа, верно или неверно, закончите предложение, заполните пробелы, с использованием рисунков, графиков, диаграмм, восстановите последовательность и т.п.
Проведение в выпускных классах диагностирующего тематического и промежуточного тестирования(по завершению изучения тем и крупных разделов). Систематическое проведение и оценка выполнения индивидуальных работ по отдельным заданиям на каждый из проверяемых на экзамене способов деятельности. Например, сравнения социальных объектов путем заполнения таблиц, конкретизации теоретических положений с помощью примеров, анализа и интерпретации текста как источника информации и т.д. Обучение составлять графический анализ статистических данных. Овладение данной методикой позволяет учащимся успешно справляться с такими заданиями как анализ простейших графиков.. Развитие умения применять предметные знания и умения в различных ситуация.
В7. Найдите в приведенном списке примеры циклической безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) С появлением компьютеров секретари-машинистки оказались не востребованными на рынке труда. 2) Экономический кризис привел к росту безработицы на предприятиях различных отраслей. 3) Сотрудники разорившегося в условиях острой конкуренции предприятия потеряли свою работу. 4) С уменьшением заказов на стадии рецессии экономики строительная фирма начала увольнение сотрудников. 5) С завершением сбора урожая фруктов в садоводческом хозяйстве сезонные рабочие получили расчет и отправились домой.
Задания к тексту С1-С4 Первое задание из четырёх (С1) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения содержащейся в тексте информации. Требуется найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в том виде, в каком дана в авторском тексте. Второе задание (С2) направлено на воспроизведение и интерпретацию информации. Третье задание (С3) чаще всего предполагает характеристику текста. Это задание предполагает привлечение дополнительных знаний по предмету. Четвёртое задание (С4) направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации. Задания С3 и С4 наиболее сложные. Причина затруднений - выпускники не обращают внимание на требование выполнять «с опорой на текст».
Как работать с текстом на экзамене Внимательно прочитайте текст, прямые ответы на многие вопросы содержатся в самом тексте. Определите основную идею текста. Общий принцип ответа на вопросы простой отвечать в том порядке, в котором вопросы представлены в работе. Внимательно прочитать задание.
На что обратить внимание при выполнении заданий внимательно прочитать задание; понять, что именно требуется для успешного ответа; уяснить, из каких частей складывается задание; стараться выполнить все задание; если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы); не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием; старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами; сформулировав ответ, проверьте его правильность.
Развернутый план по теме Необходимыми условиям составления плана по теме являются: 1) правильное обозначение ее границ (включенность в более общий вопрос и обособленность в нём), 2) достаточно полное представление об ее различных сторонах и аспектах.
Правила составления плана Внимательно прочитайте изучаемый материал. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана). Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
1) в какую более общую тему может входить данная тема 2) какое место данная тема занимает в более широком вопросе 3) какой круг вопросов охватывает тема 4) отбор позиций, соответствующих единому основанию, и выстраивание формулировок в их логическом соподчинении.
План по теме «Государство- политический институт» 1. Понятие социального института. 2. Сущность государства: а) государство – публичная власть; б) отличие государства от негосударственных политических организаций. 3. Формы государства: а) понятие формы государства; б) формы правления; в) формы государственного устройства; г) формы политического режима. 4. Функции государства: а) понятий функций государства; б) классификация функций государства; в) внутренние и внешние функции государства. 5. Особенность государства в современном мире.
Эссе. Технология подготовки учащихся Знакомство учащихся с требованиями к написанию эссе Знакомство с образцами эссе «Проба пера» для освоения алгоритма написания эссе Подготовка презентации групповых эссе Определение общих трудностей и путей их преодоления Написание индивидуальных эссе
ПОПС - формула Ученик высказывает: П-позицию ( объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, : Я считаю, что смертная казнь не нужна…); О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…); П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя обороты типа: Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…; С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, : В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…). Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.
Как выбрать тему эссе? 2. С какими основными проблемами обществознания связана данная тема? 1. Понятен ли мне смысл высказывания, что хотел сказать автор? 3. Согласен ли я с приведенным высказыванием, как выразить свое отношение к нему? 4. Какие обществоведческие термины нужны мне для грамотного обоснования своей точки зрения? 5. Какие привести примеры из истории, общественной жизни, своего жизненного опыта?
Что может усилить и украсить эссе: Краткая информация об авторе высказываний. (например: «выдающийся французский философ- просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «крупный философ- экзистенциалист» и др.) Имена его предшественников, последователей или научных противников. Описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению.
Клише, используемые при написании эссе Вступление: 1)Для меня эта фраза является ключом к пониманию…. 2)Выбор данной темы продиктован следующими соображениями… 3)Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что… 4)В высказывании есть то, с чем я согласен и то, с чем я не могу согласиться. Основная часть: 1)во-первых, во – вторых, в- третьих… 2)Рассмотрим несколько подходов. Например, 3)Проиллюстрирую это соображение следующим примером… 4)С одной стороны, с другой стороны….
Заключение: 1)Таким образом, 2)Подведем итог рассуждения. 3)Итак,.. 4)Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания..