Эстетика - (от греч.) «ощущаю», «воспринимаю» Возвышенное и низменное, трагическое и комическое.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Категории эстетического «Увы, земной недолог путь, И все ж во власти человека – Великое, творя, шагнуть За рамки собственного века». (И.В.Гете. Фауст.)
Advertisements

Урок литературы в 7 классе Анализ поэмы А.С.Пушкина «Полтава» Презентацию составила учитель русского языка и литературы Т.А.Чернавская.
МХК 8 класс Подготовила учитель ИЗО и МХК Мусынова И. Н.
Артиллерия в Полтавском сражении. Семенов А.Н г.
Полтавская битва.
Возвышенное, низменное, трагическое, комическое..
О поэтическом переводе Преподаватель немецкого языка Сафронова И.Н.
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…. Ежедневно, ежечасно, Каждый миг существования Слышу музыки прекрасной Я знакомое звучание. И в ушах звенящий.
Российская империя. Царь Петр I и его дела. Автор Мещерякова Л. П.
Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей… Самый распространённый жанр музыкально- литературного творчества- песня Песня- хранительница истории,
Россия при Петре Великом. Явился Петр… Он сквозь бурю и волны устремился к своей цели, Достиг – и все переменилось!.. Сильною рукою дано новое движение.
Презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме: Сравнительный анализ стихотворений И.Гете "Одинаковое" и М. Лермонтова "Горные вершины"
Укажите метафору. 1.Полки ряды свои сомкнули. 1.Полки ряды свои сомкнули. 1.Полки ряды свои сомкнули. 1.Полки ряды свои сомкнули. 2.Горит восток зарею.
Презентация к уроку по теме: Полтавская битва
Северная война Меняйло О. Ф. учитель истории МОУ Могочинская СОШ.
Часть первая. Категории (греч. kategoria - указание, свидетельство) - это основные понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства явлений.
«Где ты, душа жива?..». Лесков знает русского человека в самую его глубь, поскольку он не изучал народа, а вырос в народе. М.Горький.
ТОГДА ИГОРЬ ВЗГЛЯНУЛ НА СВЕТЛОЕ СОЛНЦЕ И УВИДЕЛ ВОИНОВ СВОИХ ТЬМОЮ ПРИКРЫТЫХ. И СКАЗАЛ ИГОРЬ- КНЯЗЬ ДРУЖИНЕ СВОЕЙ: «О ДРУЖИНА МОЯ И БРАТИЯ! ЛУЧШЕ ВЕДЬ.
Полтавская битва
Учись видеть прекрасное в человеке. Классный час в 10 классе.
Транксрипт:

Эстетика - (от греч.) «ощущаю», «воспринимаю» Возвышенное и низменное, трагическое и комическое

Возвышенное («высь», «высота»)

(народные сказки и античные мифы)

М.Ю.Лермонтов «Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы… Подожди немного, Отдохнешь и ты.»

Ф.И.Тютчев Утро в горах Лазурь небесная смеется, Ночной омытая грозой. И между гор росисто вьется Долина светлой полосой. Лишь высший гор до половины Туманы покрывают скат, Как бы воздушные руины Волшебством созданных палат. * * * «С горы скатившись, камень лег в долине. Как он упал? Никто не знает ныне – Сорвался ль он с вершины сам собой, Иль был низринут волею чужой?»

В.С.Высоцкий «К Вершине» Ю.И.Визбор «Непогода в горах»

Н.К.Рерих «Гора Колокола» «Одно созерцание высоких гор наполняет дух человека чем-то зовущим, неукротимо влекущим»

М.В.Ломоносов «Открылась бездна звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна…»

Возвышенное – это все то, что перекрывает масштаб обычных, соразмерных с человеком явлений и предметов, но в то же время не подавляет, а возвеличивает его, рождая в нем стремление к познанию и освоению мира. Гомер («Илиада», «Одиссея»)

1. Псевдо-Лонгин «О возвышенном» (40-е гг. 1 в.) Три стиля речи – высокий, средний, низкий. 2. И.Кант «Основание… для возвышенного – только в нас и в образе мыслей, который вносит возвышенное в представление о природе»

3. Ф.Шиллер «В мире, хотим мы этого или нет господствует не порядок и гармония, а случайность и хаос». «Лицом к лицу да станем мы пред злым роком!»

4. Н.Г.Чернышевский «Возвышенное и комическое» «…возвышенное в природе и в человеке может быть прекрасно, может быть гнусно или отвратительно» «Злое возвышенное, когда оно так сильно, что всякое сопротивление окружающих людей такому человеку ничтожно, падает перед могуществом его воли и ума. Потому, чтобы злое являлось нам как возвышенное, оно должно сопровождаться необыкновенною силою страсти, проницательностью, гибкостью высокого ума и способностью злодея жертвовать второстепенными своими стремлениями и наслаждениями для достижения цели»

Пирамида Хеопса (высота – 146 м, длина грани 230 м)

Парфенон

Макет ансамбля Собора св. Петра в Риме

Купол Собора св. Петра

Менелай Гамлет

У.Шекспир Король Лир

«…При бодром духе тело Чувствительно. Но у меня в груди Все вытеснено вон душевной бурей. Одно томит, одно я сознаю, Одно: дочернюю неблагодарность!.. …Вот тебе урок, Богач надменный! Стань на место бедных, Почувствуй то, что чувствуют они, И дай им часть от своего избытка В знак высшей справедливости небес…» (Перевод Б.Пастернака)

Король Лир оплакивает Корделию

Р.Вагнер «Здесь применимо только эстетическое понятие возвышенного: потому именно, что здесь действие радостного тотчас уносит нас далеко за пределы удовлетворения красивым». Л.Бетховен «Героическая» симфония

А.С.Пушкин «Полтава» Подготовительный материал: «Петр объехал со своими генералами всю армию, поощряя солдат и офицеров, и повел их на неприятеля. Карл выступил ему на встречу; в 9-ом часу войска вступили в бой. Дело не продолжалось и двух часов – шведы побежали. На месте сражения сочтено до 9234 убитыми».

А.С.Пушкин «Полтава» Описание Полтавского боя в поэме: «… Из шатра, Толпой любимцев окруженный Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза… И грянул бой. Полтавский бой!.. Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон.»

Низменное (крайняя степень безобразного)

Н.Буало «Чуждайтесь низкого – оно всегда уродливо» Рельеф Пергамского алтаря Зевса

Микеланджело «Битва кентавров»

Леонардо да Винчи Эскиз к «Битве при Ангиари»

Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»

И.Босх «Несение креста»

В понимании возвышенного среди ученых не было единства. Одни утверждали, что возвышенное способно производить неприятное впечатление, другие, напротив, говорили о способности возвышенного доставлять человеку наслаждение. Третьи доказывали, что возвышенное возбуждает в человеке сложную гамму чувств: через страх – к радости. Как и чем вы могли бы объяснить соль противоречивые суждения о возвышенном? Чьи взгляды вам кажутся наиболее убедительными? Почему?