Эстетика - (от греч.) «ощущаю», «воспринимаю» Возвышенное и низменное, трагическое и комическое
Возвышенное («высь», «высота»)
(народные сказки и античные мифы)
М.Ю.Лермонтов «Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы… Подожди немного, Отдохнешь и ты.»
Ф.И.Тютчев Утро в горах Лазурь небесная смеется, Ночной омытая грозой. И между гор росисто вьется Долина светлой полосой. Лишь высший гор до половины Туманы покрывают скат, Как бы воздушные руины Волшебством созданных палат. * * * «С горы скатившись, камень лег в долине. Как он упал? Никто не знает ныне – Сорвался ль он с вершины сам собой, Иль был низринут волею чужой?»
В.С.Высоцкий «К Вершине» Ю.И.Визбор «Непогода в горах»
Н.К.Рерих «Гора Колокола» «Одно созерцание высоких гор наполняет дух человека чем-то зовущим, неукротимо влекущим»
М.В.Ломоносов «Открылась бездна звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна…»
Возвышенное – это все то, что перекрывает масштаб обычных, соразмерных с человеком явлений и предметов, но в то же время не подавляет, а возвеличивает его, рождая в нем стремление к познанию и освоению мира. Гомер («Илиада», «Одиссея»)
1. Псевдо-Лонгин «О возвышенном» (40-е гг. 1 в.) Три стиля речи – высокий, средний, низкий. 2. И.Кант «Основание… для возвышенного – только в нас и в образе мыслей, который вносит возвышенное в представление о природе»
3. Ф.Шиллер «В мире, хотим мы этого или нет господствует не порядок и гармония, а случайность и хаос». «Лицом к лицу да станем мы пред злым роком!»
4. Н.Г.Чернышевский «Возвышенное и комическое» «…возвышенное в природе и в человеке может быть прекрасно, может быть гнусно или отвратительно» «Злое возвышенное, когда оно так сильно, что всякое сопротивление окружающих людей такому человеку ничтожно, падает перед могуществом его воли и ума. Потому, чтобы злое являлось нам как возвышенное, оно должно сопровождаться необыкновенною силою страсти, проницательностью, гибкостью высокого ума и способностью злодея жертвовать второстепенными своими стремлениями и наслаждениями для достижения цели»
Пирамида Хеопса (высота – 146 м, длина грани 230 м)
Парфенон
Макет ансамбля Собора св. Петра в Риме
Купол Собора св. Петра
Менелай Гамлет
У.Шекспир Король Лир
«…При бодром духе тело Чувствительно. Но у меня в груди Все вытеснено вон душевной бурей. Одно томит, одно я сознаю, Одно: дочернюю неблагодарность!.. …Вот тебе урок, Богач надменный! Стань на место бедных, Почувствуй то, что чувствуют они, И дай им часть от своего избытка В знак высшей справедливости небес…» (Перевод Б.Пастернака)
Король Лир оплакивает Корделию
Р.Вагнер «Здесь применимо только эстетическое понятие возвышенного: потому именно, что здесь действие радостного тотчас уносит нас далеко за пределы удовлетворения красивым». Л.Бетховен «Героическая» симфония
А.С.Пушкин «Полтава» Подготовительный материал: «Петр объехал со своими генералами всю армию, поощряя солдат и офицеров, и повел их на неприятеля. Карл выступил ему на встречу; в 9-ом часу войска вступили в бой. Дело не продолжалось и двух часов – шведы побежали. На месте сражения сочтено до 9234 убитыми».
А.С.Пушкин «Полтава» Описание Полтавского боя в поэме: «… Из шатра, Толпой любимцев окруженный Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза… И грянул бой. Полтавский бой!.. Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон.»
Низменное (крайняя степень безобразного)
Н.Буало «Чуждайтесь низкого – оно всегда уродливо» Рельеф Пергамского алтаря Зевса
Микеланджело «Битва кентавров»
Леонардо да Винчи Эскиз к «Битве при Ангиари»
Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»
И.Босх «Несение креста»
В понимании возвышенного среди ученых не было единства. Одни утверждали, что возвышенное способно производить неприятное впечатление, другие, напротив, говорили о способности возвышенного доставлять человеку наслаждение. Третьи доказывали, что возвышенное возбуждает в человеке сложную гамму чувств: через страх – к радости. Как и чем вы могли бы объяснить соль противоречивые суждения о возвышенном? Чьи взгляды вам кажутся наиболее убедительными? Почему?