Е. Поплянова «Начинается урок»
1 1. Как и любой другой вид искусства, музыка имеет множество жанровых разновидностей. Продолжи этот ряд: а) песня; б) в) г) д) е) 2. Литература дружит с музыкой в: а) опере «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова; б) «Курских песнях» Г.Свиридова; в) романсе «Жаворонок» М.И. Глинки; г) Концерте 1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского; д) «Песне без слов» Ф.Мендельсона.
ОПЕРА ПЕСНЯ БАЛЕТ РОМАНС МЮЗИКЛ БЫЛИНА МУЗЫКА + ЛИТЕРАТУРА
Проблема урока Всех звуков и цветов соотношенья, А также способы переложенья Любых оттенков цвета в ноты, звуки. О, как хотелось мне азы науки Такой постичь! Г. Гессе
Тема урока: «Живописность искусства» Цель урока: научиться находить общее и различное между музыкой и живописью.
Элементы Музыка Музыка ИЗО (живопись) ИЗО (живопись) Произведения искусства Темы и образы Средства воплощения
Элементы Музыка ИЗО (живопись) Произведения искусства - А.Бородин «Богатырская симфония» - Н. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане» - «Три чуда»- - «Вечерний звон» слова И. Козлова - «Вечерний звон» слова И. Козлова - А.Васнецов «Богатыри» - М.Врубель «Царевна- лебедь» - И.Левитан «Вечерний звон » Темы и образы - лирические - эпические - драматические - образ богатырей - сказочный образ - образ Родины - образы природы - духовная музыка - портрет Средства воплощения - мелодия - ритм - гармония - динамика - тембр (окраска звука) - лад - линия - ритм - колорит - перспектива - цвет (цветовая гамма) - краска
«Три богатыря» А. Васнецов
М. Врубель «Царевна-лебедь»
«Вечерний звон» И. Левитан
А. Бородин «Богатырская симфония» И. Козлов «Вечерний звон» Н. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане », «Три чуда»
Здесь еле дышит ветерок, Сюда гроза не долетает, И безмятежный островок Всё дремлет, засыпает. К. Бальмонт
Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… Они гласят во все концы: «Весна идёт, весна идёт! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперёд!» Ф. Тютчев
Владимир Картин «Лесное озеро» Вадим Секацкий «Водопад»
Музыка Живопись - зримое; - неподвижно, статично; - обращено к внешнему отображению окружения человека и его чувств, переживаний Итог урока
Музыка Живопись - слышимое ; - живёт во времени ; - устремлено к отображению внутреннего мира - зримое; - неподвижно, статично; - обращено к внешнему отображению окружения человека и его чувств, переживаний Итог урока
«Музыка – язык души» А. Серов «Музыка – это область чувств и настроений, это – в звуках выраженная жизнь души» В. Шекспир «Музыка – стенография чувств» Л. Толстой
Ты - музыка, но звукам музыкальным Ты внемлешь с непонятною тоской. Зачем же любишь то, что так печально, Встречаешь муку с радостью такой? Где тайная причина этой муки? Где тайная причина этой муки? Не потому ли грустью ты объят, Не потому ли грустью ты объят, Что стройно согласованные звуки Что стройно согласованные звуки Упрёком одиночеству звучат? Упрёком одиночеству звучат? Прислушайся, как дружественно струны Вступают в строй и голос подают,- Как будто мать, отец и отрок юный В счастливом единении поют. Нам говорит согласье струн в концерте, Нам говорит согласье струн в концерте, Что одинокий путь подобен смерти. Что одинокий путь подобен смерти. В. Шекспир
Домашнее задание а) нарисовать рисунок к песне «Журавли»; б) составить кроссворд на тему: «Музыка и ИЗО»; в) выполнить задание в дневнике музыкальных наблюдений с