ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Экзистенциализм (лат. existentio существование) философское направление середины ХХ в., выдвигающее на первый план абсолютную уникальность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВОПРОСЫ Понятие личности. Понятие личности. Структура личности. Структура личности. Основные направления.
Advertisements

Page 1 Свобода в деятельности человека 11 класс. Обществознание.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ Ж.П.Сартр.. Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia существование), философия существования направление.
Философия экзистенциализма. Экзистенциализм (от лат. exsistentia – существование) – направление философии, главным предметом изучения которого стали противоречия.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии Занятие 3.
Верны ли следующие суждения? А. Индивидуальность может не включать в себя понятие индивида. Б. Индивидуальность включает в себя понятие личности. А. Не.
История и философия науки Тема 1 Сущность и особенности научного знания МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Философские теории воли. Воля как волюнтаризм. А.Шопенгауер. Философские теории воли. Воля как волюнтаризм. А.Шопенгауер.
Философия, ее предмет, методы и функции Доц. каф. философии ВГТУ, канд.филос.наук Пастушкова О.В.
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
Гуманитарные науки. Гуманита́рные нау́ки дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.
Немецкая классическая философия. Вклад Канта в философию сравнивают по значению с коперниканским переворотом в науке. Многие специалисты делят историю.
Экзистенциализм или «философия существования» направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее.
Развитие общества. Блок С. С 4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Безусловно, главной является гуманизирующая функция морали. Суть ее в том, что.
Мировоззрение – это система взглядов на окружающий мир и на место в нем человека, определяющая отношение человека к этому миру, другим людям,
Введение в философию науки Философия науки как прикладная философия.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Булгаков Сергей Николаевич ( ) Булгаков Сергей Николаевич ( )
Познание мира Учитель истории и обществознания МБОУ Одинцовский лицей 10 Годына Г.В.
Фома Аквинский Материал подготовлен студенткой магистратуры Рыканцевой Ольгой.
Транксрипт:

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Экзистенциализм (лат. existentio существование) философское направление середины ХХ в., выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия

Свобода, согласно экзистенциализму - это сама экзистенция, экзистенция и есть свобода. Если судьба вещей и животных предопределена, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Человек способен выбирать собственную судьбу.

В своей основе экзистенциализм это несогласие призывающее личность делать выбор в сторону истинных человеческих ценностей.

Основатель экзистенциализма датский мыслитель ХIХ в.Серен Кьеркегор

Он ввел понятие экзистенции как осознания внутреннего бытия человека в мире. Также он выделил три стадии восхождения личности к подлинному существованию: Эстетическую - ориентация на удовольствие; Этическую - ориентация на долг; Религиозную - ориентация на высшее страдание, отождествляющее человека со спасителем.

Религиозный экзистенциализм Представитель Габриэль Марсель ( )

Марсель, считая невозможным и неприемлемым научное обоснование религии, отвергает рациональные доказательства бытия бога и утверждает, что бог принадлежит особому миру существования, недоступному для объективной науки. Бог существует, но не обладает объективной реальностью, не принадлежит миру вещей, мыслить веру - значит уже не верить.

Для экзистенциализма Марселя характерно противопоставление двух понятий - проблемы и таинства. Первое характеризует мир объективности, второе - сферу существования.

Проблема Это нечто встреченное и преграждающее мой путь. Она всецело передо мной. В этом случае я рассматриваю нечто со стороны, подхожу к нему объективно, как к находящемуся вне и независимо от меня. Проблема находится в сфере логического.

Таинство Это понятие, которое противопоставляется понятию проблема. Таинство не противопоставляет субъект объекту, познающего - познаваемому. Оно включает, вовлекает меня самого, мое существование, стирает грань между "вне меня" и "во мне". Тем самым оно преодолевает объективный, логический подход.

Философия Марселя, не антропоцентрична. Любовь к людям покоится на любви к богу и отношении к другим как детям божьим; братство людей - это братство во Христе. Философия Марселя по сути теоцентрична. Мир в целом для него - не более чем связующее звено коммуникации с его творцом.

В экзистенциалистских построениях Марселя присутствуют такие категории как быть и иметь.

Быть Эта категория раскрывает у Марселя проникновение в "таинства" бытия-в- мире. Идея воплощения переносится Марселем на всю природу, которая превращается в воплощение абсолютного "Я".

Иметь Это отношение к вещи, к объекту, к тому, что может быть отделено, отчуждено от меня, к чему я могу быть непричастным. "Быть тем или иным", напротив, неотделимо от меня. В этом отличие того, что я имею, от того, что я есть.

"Никогда не следует забывать, - пишет Марсель, - что если превосходство науки состоит в том, что она для всех, то этому превосходству сопутствует тяжкое метафизическое возмездие; наука для всех только потому, что она ни для кого в отдельности".

Марсель критикует индустриальное общество, считая что оно, обезличивает человека. Марсель рассматривает технический прогресс, как возрастающую угрозу антииндивидуалистических сил, направленных к гибельному растворению личности в обществе.

Атеистический экзистенциализм Представитель Жан- Поль САРТР ( )

Для философии Сартра, как и для экзистенциализма вообще, характерен отказ от традиционного, рационалистического понимания соотношения сущности и существования. Основная идея экзистенциализма - существование предшествует сущности - выражена Сартром, в частности, следующим образом: "Сознание есть бытие, существование которого полагает сущность".

Сартр пишет: "Человек есть существо, благодаря которому в мир приходит отрицательность". И эта способность отрицания всего данного, в том числе и себя самого как данного, образует содержание для-себя-бытия, всего человеческого существования. При этом речь идет не о человеке вообще, а всегда о неповторимой индивидуальности, о человеческой единичности.

Свобода Приверженцы саратовского экзистенциализма называют его философией свободы. В концепции свободы Сартра - ключ ко всему его мировоззрению, как в его теоретических построениях, так и в практических выводах.

Свобода, по Сартру, не основывается на познании объективной необходимости. Свобода ставит человека вне закономерности и причинной зависимости. Свобода не терпит ни причины, ни основания. Свобода не определяется возможностью человека действовать в соответствии с тем, каков он есть, ибо сама его свобода есть выбор своего бытия, человек таков, каким он себя свободно выбирает.