ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
Экзистенциализм (лат. existentio существование) философское направление середины ХХ в., выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия
Свобода, согласно экзистенциализму - это сама экзистенция, экзистенция и есть свобода. Если судьба вещей и животных предопределена, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Человек способен выбирать собственную судьбу.
В своей основе экзистенциализм это несогласие призывающее личность делать выбор в сторону истинных человеческих ценностей.
Основатель экзистенциализма датский мыслитель ХIХ в.Серен Кьеркегор
Он ввел понятие экзистенции как осознания внутреннего бытия человека в мире. Также он выделил три стадии восхождения личности к подлинному существованию: Эстетическую - ориентация на удовольствие; Этическую - ориентация на долг; Религиозную - ориентация на высшее страдание, отождествляющее человека со спасителем.
Религиозный экзистенциализм Представитель Габриэль Марсель ( )
Марсель, считая невозможным и неприемлемым научное обоснование религии, отвергает рациональные доказательства бытия бога и утверждает, что бог принадлежит особому миру существования, недоступному для объективной науки. Бог существует, но не обладает объективной реальностью, не принадлежит миру вещей, мыслить веру - значит уже не верить.
Для экзистенциализма Марселя характерно противопоставление двух понятий - проблемы и таинства. Первое характеризует мир объективности, второе - сферу существования.
Проблема Это нечто встреченное и преграждающее мой путь. Она всецело передо мной. В этом случае я рассматриваю нечто со стороны, подхожу к нему объективно, как к находящемуся вне и независимо от меня. Проблема находится в сфере логического.
Таинство Это понятие, которое противопоставляется понятию проблема. Таинство не противопоставляет субъект объекту, познающего - познаваемому. Оно включает, вовлекает меня самого, мое существование, стирает грань между "вне меня" и "во мне". Тем самым оно преодолевает объективный, логический подход.
Философия Марселя, не антропоцентрична. Любовь к людям покоится на любви к богу и отношении к другим как детям божьим; братство людей - это братство во Христе. Философия Марселя по сути теоцентрична. Мир в целом для него - не более чем связующее звено коммуникации с его творцом.
В экзистенциалистских построениях Марселя присутствуют такие категории как быть и иметь.
Быть Эта категория раскрывает у Марселя проникновение в "таинства" бытия-в- мире. Идея воплощения переносится Марселем на всю природу, которая превращается в воплощение абсолютного "Я".
Иметь Это отношение к вещи, к объекту, к тому, что может быть отделено, отчуждено от меня, к чему я могу быть непричастным. "Быть тем или иным", напротив, неотделимо от меня. В этом отличие того, что я имею, от того, что я есть.
"Никогда не следует забывать, - пишет Марсель, - что если превосходство науки состоит в том, что она для всех, то этому превосходству сопутствует тяжкое метафизическое возмездие; наука для всех только потому, что она ни для кого в отдельности".
Марсель критикует индустриальное общество, считая что оно, обезличивает человека. Марсель рассматривает технический прогресс, как возрастающую угрозу антииндивидуалистических сил, направленных к гибельному растворению личности в обществе.
Атеистический экзистенциализм Представитель Жан- Поль САРТР ( )
Для философии Сартра, как и для экзистенциализма вообще, характерен отказ от традиционного, рационалистического понимания соотношения сущности и существования. Основная идея экзистенциализма - существование предшествует сущности - выражена Сартром, в частности, следующим образом: "Сознание есть бытие, существование которого полагает сущность".
Сартр пишет: "Человек есть существо, благодаря которому в мир приходит отрицательность". И эта способность отрицания всего данного, в том числе и себя самого как данного, образует содержание для-себя-бытия, всего человеческого существования. При этом речь идет не о человеке вообще, а всегда о неповторимой индивидуальности, о человеческой единичности.
Свобода Приверженцы саратовского экзистенциализма называют его философией свободы. В концепции свободы Сартра - ключ ко всему его мировоззрению, как в его теоретических построениях, так и в практических выводах.
Свобода, по Сартру, не основывается на познании объективной необходимости. Свобода ставит человека вне закономерности и причинной зависимости. Свобода не терпит ни причины, ни основания. Свобода не определяется возможностью человека действовать в соответствии с тем, каков он есть, ибо сама его свобода есть выбор своего бытия, человек таков, каким он себя свободно выбирает.