Александр Исаевич Солженицын Урок-исследование в 10 классе
«ВСЯ ВОЗВРАЩЕННАЯ МНЕ ЖИЗНЬ…ИМЕЕТ ВЛОЖЕННУЮ ЦЕЛЬ» (А.И.СОЛЖЕНИЦЫН)
ЭТА ЗЕМЛЯ, ТРАВА, ЭТА ЛУНА И ГЛУШЬ БЫЛИ ВСЕ ТЕ САМЫЕ, ЧТО И В 1380 ГОДУ. В ЗАПОВЕДНИКЕ ОСТАНОВИЛИСЬ ВЕКА, И БРЕДЯ ПО НОЧНОМУ ПОЛЮ, ВСЁ МОЖНО БЫЛО ВЫЗНАТЬ: И КОСТРЫ, И КОНСКИЕ ТЁМНЫЕ ТАБУНЫ, И УСЛЫШАТЬ БЛОКОВСКИХ ЛЕБЕДЕЙ В СТОРОНЕ НЕПРЯДВЫ.
Чтение рассказа «Захар-Калита» по сути своей это дорога. Каждое слово, каждая фраза, глава – шаги. Итак, в путь – по строчкам, по тропкам.
Вопросы: Обратимся к началу рассказа. Что сулит читателю такое начало? Куда «ложились» дороги автора рассказа? Что меняется в настроении автора?
Вывод: Направление нашего движения – это путь в глубь истории, во времена Куликовской битвы. Силой слова великого писателя мы перенесёмся в 14 век, заглянём в глаза «русоволосых ратников», ставших на защиту Руси на Куликовом Поле.
ЛЕТИТ, ЛЕТИТ СТЕПНАЯ КОБЫЛИЦА И МНЁТ КОВЫЛЬ
АВТОР Глубокая вера в живую душу своего народа СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
Вопросы: Какие темы заданы в экспозиции? В чём причины беспамятства людей? Через что чувствуется личная сопричастность ко всему, что есть и было на отеческой земле? Как автор показывает Смотрителя Поля? Какая важная проблема затронута автором в рассказе? Как прозвище героя Захара Дмитрича восходит к историческому истоку?
Это СИМВОЛ РОССИИ. ТАКАЯ МОГУЧАЯ РОССИЯ – А «ЗАБРОШЕНА», КАК И ПОЛЕ КУЛИКОВО. В ЧЁМ АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ?
ПАМЯТНИК-ОБЕЛИСК ДМИТРИЮ ДОНСКОМУ НА КРАСНОМ ХОЛМЕ
Урок подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 8, г.Радужный ХМАО - Югры Плискановская Лилия Николаевна