Организационно-педагогические условия формирования логического мышления в учебной деятельности Отчет о научно-экспериментальной работе Журавлевой Ларисы Юрьевны, учителя начальных классов МБОУ лицей 2 г. Бугульма, Республика Татарстан
Основные противоречия Осознание необходимости ориентации процесса обучения на формирование способности к творческой и эвристической деятельности Осознание необходимости ориентации процесса обучения на формирование способности к творческой и эвристической деятельности Неразработанность соответствующих педагогических условий Потребность в использовании эвристических методов и приемов Уровень сформированности у учащихся логического мышления Возможности развития логического мышления Недостаточное методическое обеспечение образовательного процесса
Объект: процесс формирования логического мышления у младших школьников. Предмет: комплекс педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования мыслительной деятельности. Цель: выявить и обосновать организационно- педагогические условия, содействующие успешному формированию логического мышления, и опытно-экспериментальным путем проверить их. Гипотеза: эффективное формирование логического мышления обеспечивается выполнением определенных организационно-педагогических условий.
Задачи 1. Проанализировать особенности и возможности формирования мышления, отраженные в психолого- педагогической литературе и школьной практике. 2. Выявить потенциал учебной деятельности для формирования логического мышления на основе рассмотрения содержания, структуры, функций и особенностей учебных предметов как педагогических средств развития логики. 3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий формирования мышления. 4. Разработать педагогическую модель, успешно формирующую приемы мыслительной деятельности, а также критерии и показатели индивидуальной динамики развития мышления в процессе обучения.
Теоретико-методологическая основа исследования Философские представления о мышлении (Аристотель, М. Бахтин, Г. Гегель, И. Кант, (Аристотель, М. Бахтин, Г. Гегель, И. Кант, Г. Лейбниц). Г. Лейбниц). Общие положения о теории мышления как продуктивного процесса (Л. Выготский, Д. Дьюи, Ж. Пиаже, Я. Пономарев, О. Тихомиров). Теоретические основы формирования творческой деятельности учащихся (В. Андреев, М. Махмутов и др.). (В. Андреев, М. Махмутов и др.). Концептуальные идеи проблемного и эвристического обучения (Д. Вилькеев, И. Лернер, М. Махмутов, В. Андреев). (Д. Вилькеев, И. Лернер, М. Махмутов, В. Андреев).
Методы исследования Теоретические: анализ педагогической и научно- методической литературы, учебных программ; моделирование педагогических условий. Эмпирические: н наблюдение; т тестирование; д диагностика уровней логического мышления; о опытно- экспериментальная работа; и изучение продуктов деятельности учащихся.
I этап (констатирующий) – определение исходного уровня сформированности логического мышления
II этап (формирующий) – разработка и реализация педагогической модели формирования логического мышления Задачи: реализация педагогических условий и организация диагностики Создание дидактических условий Cотрудничество учителя и учащихся Использование проблемных ситуаций Поддержка мотивации Обучение логическим приемам решения задач Создание психологически комфортной атмосферы Введение логических задач нарастающей сложности Создание ситуации успеха Развитие рефлексии у учащихся Диагностируемые уровни развития логического мышления - начальный; - низкий; - средний; - достаточный; - высокий. Начальнаядиагностика ПромежуточнаядиагностикаКонечнаядиагностика Результат: более высокий уровень развития логического мышления
Программа развивающего курса «Эврика» 1. Нестандартные задачи. 2. Логические цепочки. Ребусы. Кроссворды. Головоломки. 3. Моделирование текстов задач с помощью уравнений. 4. Особые приемы устного счета. 5. Задачи-смекалки. Задачи-шутки. Математические загадки. 6. Числа – великаны. 7. Задачи, развивающие кругозор.
III этап (контрольный) – выяснение эффективности разработанной педагогической модели, обработка и анализ полученных данных
Сравнительный анализ уровней сформированности мышления
Выводы 1. Совокупность организационно-педагогических условий формирования логического мышления предполагает: 2. Экспериментально подтверждена эффективность построенной педагогической модели формирования логического мышления. Развитие мотивации Использование эвристических методов и логических задач Создание ситуации успеха Развитие рефлексии