Организационно-педагогические условия формирования логического мышления в учебной деятельности Отчет о научно-экспериментальной работе Журавлевой Ларисы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Педагогические условия формирования логического мышления в рамках преподавания предметов естественно-математического цикла».
Advertisements

Народные сказки как средство нравственного воспитания младших школьников Выполнила: Медведева Людмила Ивановна.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ.
Основы проблемного обучения в начальной школе. Цель: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность проблемного обучения в начальной.
Роль устных упражнений в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики.
Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников Выполнила C. И. Плюснина учитель начальных классов МКОУ СОШ с УИОП
Опытно-экспериментальная работа Учитель истории и обществознания Новичкова Т.В. Г.Саратов, МОУ «МБЛ»
Цель исследования Цель исследования: выявить и научно обосновать психолого- педагогические средства предупреждения и преодоления отклонений в поведении.
УСТНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Выполнила: Салкимбаева А.М.
«Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами проектной технологии» Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение.
Развитие мышления младших школьников на уроках русского языка в системе Л. В. Занкова Выполнила: студентка 41 КП группы Мартынова И.Ю Научный руководитель:
Цель исследования Цель исследования: выявить и научно обосновать психолого- педагогические средства предупреждения и преодоления отклонений в поведении.
Интенсивное развитие умственных и творческих способностей детей, формирование у них различных видов познавательной деятельности, накопленных в социальном.
Квалификационная работа по теме: «Моделирование как средство обучения решению арифметических задач младших школьников на уроках математики»
Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки Исанбаева Вероника Валерьевна учитель музыки МОУ «Башкирская гимназия»102.
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом Дауна в дошкольных образовательных организациях.
Представление опыта работы: «Театрализованная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий». учителя начальных классов Туаева.
Первомайский район Володарская средняя общеобразовательная школа полного дня год.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ-КОМПЛЕКСЕ В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ Сергей Николаевич Трошков, канд.пед.
Транксрипт:

Организационно-педагогические условия формирования логического мышления в учебной деятельности Отчет о научно-экспериментальной работе Журавлевой Ларисы Юрьевны, учителя начальных классов МБОУ лицей 2 г. Бугульма, Республика Татарстан

Основные противоречия Осознание необходимости ориентации процесса обучения на формирование способности к творческой и эвристической деятельности Осознание необходимости ориентации процесса обучения на формирование способности к творческой и эвристической деятельности Неразработанность соответствующих педагогических условий Потребность в использовании эвристических методов и приемов Уровень сформированности у учащихся логического мышления Возможности развития логического мышления Недостаточное методическое обеспечение образовательного процесса

Объект: процесс формирования логического мышления у младших школьников. Предмет: комплекс педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования мыслительной деятельности. Цель: выявить и обосновать организационно- педагогические условия, содействующие успешному формированию логического мышления, и опытно-экспериментальным путем проверить их. Гипотеза: эффективное формирование логического мышления обеспечивается выполнением определенных организационно-педагогических условий.

Задачи 1. Проанализировать особенности и возможности формирования мышления, отраженные в психолого- педагогической литературе и школьной практике. 2. Выявить потенциал учебной деятельности для формирования логического мышления на основе рассмотрения содержания, структуры, функций и особенностей учебных предметов как педагогических средств развития логики. 3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий формирования мышления. 4. Разработать педагогическую модель, успешно формирующую приемы мыслительной деятельности, а также критерии и показатели индивидуальной динамики развития мышления в процессе обучения.

Теоретико-методологическая основа исследования Философские представления о мышлении (Аристотель, М. Бахтин, Г. Гегель, И. Кант, (Аристотель, М. Бахтин, Г. Гегель, И. Кант, Г. Лейбниц). Г. Лейбниц). Общие положения о теории мышления как продуктивного процесса (Л. Выготский, Д. Дьюи, Ж. Пиаже, Я. Пономарев, О. Тихомиров). Теоретические основы формирования творческой деятельности учащихся (В. Андреев, М. Махмутов и др.). (В. Андреев, М. Махмутов и др.). Концептуальные идеи проблемного и эвристического обучения (Д. Вилькеев, И. Лернер, М. Махмутов, В. Андреев). (Д. Вилькеев, И. Лернер, М. Махмутов, В. Андреев).

Методы исследования Теоретические: анализ педагогической и научно- методической литературы, учебных программ; моделирование педагогических условий. Эмпирические: н наблюдение; т тестирование; д диагностика уровней логического мышления; о опытно- экспериментальная работа; и изучение продуктов деятельности учащихся.

I этап (констатирующий) – определение исходного уровня сформированности логического мышления

II этап (формирующий) – разработка и реализация педагогической модели формирования логического мышления Задачи: реализация педагогических условий и организация диагностики Создание дидактических условий Cотрудничество учителя и учащихся Использование проблемных ситуаций Поддержка мотивации Обучение логическим приемам решения задач Создание психологически комфортной атмосферы Введение логических задач нарастающей сложности Создание ситуации успеха Развитие рефлексии у учащихся Диагностируемые уровни развития логического мышления - начальный; - низкий; - средний; - достаточный; - высокий. Начальнаядиагностика ПромежуточнаядиагностикаКонечнаядиагностика Результат: более высокий уровень развития логического мышления

Программа развивающего курса «Эврика» 1. Нестандартные задачи. 2. Логические цепочки. Ребусы. Кроссворды. Головоломки. 3. Моделирование текстов задач с помощью уравнений. 4. Особые приемы устного счета. 5. Задачи-смекалки. Задачи-шутки. Математические загадки. 6. Числа – великаны. 7. Задачи, развивающие кругозор.

III этап (контрольный) – выяснение эффективности разработанной педагогической модели, обработка и анализ полученных данных

Сравнительный анализ уровней сформированности мышления

Выводы 1. Совокупность организационно-педагогических условий формирования логического мышления предполагает: 2. Экспериментально подтверждена эффективность построенной педагогической модели формирования логического мышления. Развитие мотивации Использование эвристических методов и логических задач Создание ситуации успеха Развитие рефлексии