УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 9 КЛАСС БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
ЦЕЛИ УРОКА. МЫ ДОЛЖНЫ ВЫЯСНИТЬ ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ СЕМЬИ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ЧТО ТАКОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ СЕМЬИ И БРАКАЧТО ТАКОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ СЕМЬИ И БРАКА. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА. ЧТО ТАКОЕ СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙЧТО ТАКОЕ СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.
ЦЕЛИ УРОКА. В ЧЕМ СОСТОЯТ ПРАВООТНОШЕНИЯ СУПРУГОВВ ЧЕМ СОСТОЯТ ПРАВООТНОШЕНИЯ СУПРУГОВ. ПРАВООТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙПРАВООТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.
ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ. СЕМЬЯ, БРАК, ФАКТИЧЕСКИЙ, ГРАЖДАНСКИЙ, ЗАГС, РОДСТВО, МАТЕРИНСТВО, ОТЦОВСТВО, ЗАКОННЫЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА СУПРУГОВ, ДОГОВОРНЫЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА СУПРУГОВ, РАЗВОД, РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ.
ПОВТОРИМ. ПРАВО НА ТРУД ЗАКРЕПЛЕНО В ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТАХ: 1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. 2. КОНСТИТУЦИЯ РФ. 3. ТРУДОВОЙ КОДЕКС РФ. 4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ТРУДА В РФ. 5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РФ. НАЗОВИТЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ ПРАВА НА ТРУД В КОНСТИТУЦИИ РФ. -ПРАВО СВОБОДНО РАСПОРЯЖАТЬСЯ СВОИМИ СПОСОБНОСТЯМИ… --ПРАВО НА ТРУД В УСЛОВИЯХ БЕЗОПАСНОСТИ И ГИГИЕНЫ. --ПРАВО НА ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА ТРУД.. -- ПРАВО НА ЗАЩИТУ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ. -ПРАВО НА ТРУДОВЫЕ СПОРЫ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ. -- ПРАВО НА ОТДЫХ.. С какого возраста гражданин России может начать работу? Каким будет рабочий день несовершеннолетнего? Семнадцатилетний гражданин в апреле поступил на работу и попросил предоставить ему отпуск в один из летних месяцев этого же года. В отделе кадров ему объяснили, что отпуск предоставляется через 11 месяцев с начала работы. Правильно или нет? Какие документы необходимы при поступлении на работу впервые? Могут ли меня уволить без предоставления другой работы? С какого возраста гражданин России может начать работу? Каким будет рабочий день несовершеннолетнего? Как называются стороны в трудовых отношениях? Что называется источником трудового законодательства? З Замените одним словосочетанием: добровольное соглашение между работником и работодателем?
СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОСНОВОЙ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛЮБОГО СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ И НОРМ, КОТОРУЮ ОБЩЕСТВО СОЗДАЕТ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ. СЕМЕЙНЫЕ НОРМЫ И РОЛИ НАПРАВЛЕНЫ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ- ОДН ИЗ ВИДОВ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ- ОТЕЦ, МАТЬ, СЫН И ТД. ИСПОЛНЕНИЕ РОЛИ ЗАВИСИТ ОТ ПРАВИЛЬНОГО ФЛРМИРОВАНИЯ РОЛЕВОГО ОБРАЗА. КАКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЖДУТ ОТ ТЕБЯ. ВАЖНА ГИБКОСТЬ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ НОРМЫ СЕМЕНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДПИСЫВАЮТ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И НЕСОБЛЮДЕНИЕ ИХ ПРИВОДИТ К НАКАЗАНИЮ.
ФУНКЦИИ СЕМЬИ. ФУНКЦИИ СЕМЬИ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА -ВОСПРОИЗВОДСТВО НОВЫХ ПОКОЛЕНИЙ, -СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОТОМСТВА ХОЗЯЙСТВЕННО- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ.. ПОТРЕБНОСТИ СЕМЬИ КАК ГРУППЫ. -РЕПРОДУКТИВНАЯ; ЭМОЦИОНАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ; РЕКРЕАЦИОННАЯ; СОЦИАЛЬНО- СТАТУСНАЯ; СЕКСУАЛЬНАЯ.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ. ИНСТИТУТ СЕМЬИ ВО ВСЕХ ОБШЕСТВАХ ИМЕЛ И ИМЕЕТ ЯРКО ВЫРАЖЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЕ СЕМЬИ РЕГУЛИРОВАЛОСЬ ПЛЕМЕННЫМИ И РОДОВЫМИ ОБЫЧАЯМИ, РЕЛИГИОЗНЫМИ И НРАВСТВЕННЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ С ВОЗНИКНОВЕНИЕМ ГОСУДАРСТВА РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ ПРИОБРЕЛО ПРАВОВОЙ ХАРАКТЕР: СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И САНКЦИИ НАРЯДУ С ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ НАЧАЛИ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ГОСОРГАНЫ. ПРИМЕР: ЗАКЛЮЧЕНИЕ БРАЧНОГО СОЮЗА.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БРАКА. БРАК ЭТО ОДОБРЕННЫЕ ОБЩЕСТВОМ ОБРАЗЦЫ ПОВЕДЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ СОЗДАЕТСЯ СЕМЬЯ. БРАК – СОЦИАЛЬНО ОДОБРЯЕМЫЕ СЕКУСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ БРАК – ЭТО ИСТОРИЧЕСКИ МЕНЯЮЩАЯСЯ СОЦИАЛЬНАЯ ФОРМА ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОЙ ОБЩЕСТВО УПОРЯДЫЧИВАЕТ И САНКЦИОНИРУЕТ ИХ ПОЛОВУЮ ЖИЗНЬ И УСТВНАВЛИВАЕТ ИХ С УПРУЖЕСКИЕ И РОДСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КАКОЕ ИЗ ЭТИХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ НАИБОЛЕЕ ШИРОКОЕ?
Семейное право Отрасль, регулирующая личные неимущественные и имущественные отношения граждан, возникающие из брака, родства, усыновления, опеки и попечительства над несовершеннолетними, принятия детей в семью на воспитание Основной источник – Семейный кодекс РФ (1996) Браки Фактические Гражданские Церковные Зарегистрированные в ЗАГСе
Для заключения брака необходимо: Взаимное согласие Достижение брачного возраста (18 лет, в исключительных случаях – с 16 лет) Отсутствие другого зарегистрированного брака Отсутствие близкого родства Дееспособность желающих вступить в брак
Права супругов Личные (выбор профессии, места жительства, выбор фамилии, совместное воспитание детей…) Имущественные (совместная собственность, собственность каждого из супругов, алиментные отношения, брачный договор…)
Права ребенка Жить и воспитываться в семье На общение с родителями и другими родственниками Выражать свое мнение, которое имеет юридическое значение с 10 лет На имя, отчество, фамилию Собственности на полученные им доходы, на имущество, полученное в дар или наследуемое
Родительские права На воспитание детей На выбор ОУ и формы получения основного общего образования На защиту прав и интересов своих детей Выбора имени и фамилии ребенку Дачи согласия на усыновление…
Усыновление, опека, попечительство… Усыновление (удочерение): между усыновленным и усыновителем устанавливаются правовые отношения, существующие между детьми и родителями Опекуны: опекают детей, не достигших 14 лет, они подотчетны и подконтрольны органам опеки и попечительства Попечители: воспитывают детей от 14 до 18 лет, они подотчетны и подконтрольны органам опеки и попечительства Воспитание в приемной семье: опекуны (попечители) за воспитание чужих детей получают зарплату
РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА. КАК ПРАВИЛО РАСПАДАЮТСЯ РАННИЕ БРАКИ( 18 – 19 л). НО ЭТО НЕ ДОГМА, РАСПАДАЮТСЯ БРАКИ И ДРУГИХ ВОЗРАСТОВ. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА. ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСА О РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА В СУДЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАЯВЛЕНИЕ СУПРУГОВ ( ИЛИ ОДНОГО ИЗ СУПРУГОВ ) С УКАЗАНИЕМ ПРИЧИНЫ РАЗВОДА ПОСЛЕ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА РОДИТЕЛИ ИМЕЮТ РАНЫЕ ПРАВА НА ДЕТЕЙ. ДЕТИ МОГУТ ПРОЖИВАТЬ С ОДНИМ ИЗ РОДИТЕЛЕЙ. ПРИ ЭТОМ УЧИТЫВАЮТСЯ ОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА. С 10 ЛЕТ – УЧИТЫВАЕТСЯ МНЕНИЕ РЕБЕНКА.
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ. В НАШЕЙ ИСТОРИИ СУЩЕСТВОВАЛА ТОЧКА ЗРЕНИЯ, ЧТО СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ – НАДО ЗАМЕНИТЬ ОБЩЕСТВЕННЫМ. НО РЕБЕНОК НУЖДАЕТСЯ В ЛЮБВИ И ПОНИМАНИИ ПРАВА РЕБЕНКА ЗАФИКСИРОВАНЫ В «ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ РЕБЕНКА» И ОНИ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НА ВСЕХ ДЕТЕЙ РОССИИ. ПСИХОЛОГИ СЧИТАЮТ, ЧТО ДЕТИ ДО ТРЕХ- ПЯТИ ЛЕТ ОСОБЕННО ПРЕДРАСПОЛОЖЕНЫ К ВОЗДЕЙСТВИЮ СЕМЬИ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ МАТЕРИ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОСОБЕННО ЗАЩИЩАЕТ ПРАВА РЕБЕНКА И МАТЕРИ
РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА – ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ НЕЗАВИСИМО ОТ ВНЕШНОСТИ, ФИЗИЧЕСКИХ ДАННЫХ, ЛЮБИТЬ ТАК, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ЧУВСТВОВАЛ РОДИТЕЛЬСКУЮ ЛЮБОВЬ. НО ЛЮБИТЬ ОКАЗЫВАЕТСЯ МОЖНО ПО РАЗНОМУ: ОПЕКА РЕБЕНКА, КОНТРОЛЬ ЗА КАЖДЫМ ШАГОМ, ПОЛНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ- ЧУВСТВО СОБСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛИ ПЫТАЮТСЯ СДЕЛАТЬ ИЗ СЫНА ИЛИ ДОЧЕРИ ЗНАМЕНИТОСТЬ, КОМПЕНСИРОВАТЬ СВОЮ МЕЧТУ: ЗАМЕЩАЮЩАЯ ЛЮБОВЬ РОДИТЕЛИ ТРЕБУЮТ ОТ ДЕТЕЙ СЛИШКОМ МНОГО, ПЫТАЮТСЯ ВЗВАЛИТЬ НА НИХ ВЗРОСЛЫЕ ОБЯЗАННОСТИ: ПЕРЕСТАНОВКА РОЛЕЙ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. 1. ТЕКСТ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ. УРОК ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. С.240 – 241.
ИСТОЧНИКИ ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ 8- 9 КЛ. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ \ Л.Н. БОГОЛЮБОВ И ДР. М. ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2001 © С.К. Свечников, ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 9 КЛАСС: УЧЕБ. ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. Л. Н. БОГОЛЮБОВ И ДРУГ. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ» М