Формы, приёмы и методы организации эффективного урока Исходная идея современного урока – это единство обучения, воспитания и развития. Дробот Вера Андреевна, учитель математики МБОУ СОШ 12 г. Яровое, Алтайского края
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ эффективного урока Индивидуальная – когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения, познавательная задача решается индивидуальными усилиями каждого ученика без непосредственного общения с другими учащимися. Положительные стороны: 1) хорошо учитывает особенности каждого ученика; 2) осуществляется подбор дифференцированных заданий; 3) учит индивидуальному труду, воспитывает самостоятельность, ответственность, упорство; 4) служит подготовкой для занятий самообразованием; 5) способствует более прочному усвоению зон и способов деятельности. Отрицательные стороны: 1) большие расходы времени; 2) не способствует развитию коллективизма.
Фронтальная – предполагает выполнение общих заданий всем классом для достижения общей познавательной задачи. Положительные стороны: 1) учитель непосредственно общается со всем классом и воздействует на всех; 2) каждый ученик стремится усвоить передаваемую учителем информацию; 3) общая цель достигается за счет индивидуальных усилий каждого. Отрицательные стороны: 1) работают наиболее подготовленные учащиеся; 2) нет обратной информации о деятельности каждого ученика; 3) не учитывает индивидуальные особенности учащегося; 4) не способствует мотивации учения.
Групповая – организация таких уроков, на которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой учащихся (2-6 чел.). Положительные стороны: 1) тщательная подготовка учителя, умение уделить внимание каждой группе; 2) ученик ставится в положение учителя; 3) возможность оказания реальной помощи друг другу; 4) формирует взаимную ответственность, внимательность. Отрицательные стороны: 1) большие затраты времени учителя.
Коллективная – каждый обучает всех, а все – каждого. Положительные стороны: 1) наличие у всех учащихся общей цели; 2) имеет место разделение труда, функций и обязанностей; 3) развивается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь; 4) самоконтроль; 5) работа каждого приобретает общественную значимость; 6) равенство объективных условий для каждого; 7) руководит учитель; 8) широко используется работа в статических и динамических парах; 9) развиваются демократические принципы. Отрицательные стороны: см. групповую форд.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Методы обучения подбираются для реализации содержания. Метод можно рассматривать как систему приемов.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ: по источникам знаний: словесные, наглядные, практические; по степени взаимодействия учителя с учащимися: изложение, беседа, самостоятельная работа; в зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление; по характеру познавательной деятельности и участию учителя в образовательном процессе: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый, исследовательский; по принципу расчленения или соединения знаний: аналитические, синтетические, сравнительные, обобщающие, классификационные; движение мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ. Предварительная подготовка учащихся: постановка цели и краткий инструктаж по ее достижению. Составление плана учебного занятия в группе. Распределение обязанностей в группе. Выполнение задания: наблюдение учителя за ходом выполнения задания, своевременная корректировка. Взаимопроверка, взаимоконтроль. Обсуждение результатов работы, ее оценка.