Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Само понятие "этикет" настолько давнее, что очень трудно найти и установить время его появления.
Древнейшим сведениям об этикете насчитывается примерно пять тысяч лет. Жизнерадостные греки поклонялись разуму, силе и красоте. Сдержанность в будни, раскрепощенность в праздники и ярость в бою - наиболее ценимые формы поведения грека. Древний Рим, хотя и принял греческую культуру за основу, был вопиюще дисгармоничен в потребностях, нравственных и эстетических нормах. Это находило отражение и в этикете: невоздержанность в поведении, проявление чувств, стремление покорить роскошью в нарядах и празднествах. В эпоху средневековья особенно выделяется пышный и каноничный этикет Византии, впитавший в себя культуру Запада и Востока.
Еще не зная слова "этикет", придворный церемониал создали на Востоке. Европейцы же до сих пор с трудом постигают японский кодекс учтивости. Японский этикет обусловлен многовековыми традициями, сложнейшей иерархией сословных расслоений. Японский этикет обязывает к крайней деликатности и основан на заботе о том, чтобы не поставить собеседника в неловкое положение. О том, как себя вести в обществе, знали и жители Древнего Китая. Древнекитайский этикет насчитывает более тридцати тысяч церемоний.
Основной чертой феодального общества являлась его иерархичность. Более строгому регламентированию поведения были подчинены представители господствующего сословия. Возникшая в 11 веке общественная система рыцарства распространилась по всей Европе, создавая вокруг феодальной аристократии бесчисленное множество новых церемоний и ритуалов, таких, как посвящение в рыцари, принятие оммажа (от французского hommage вассальная зависимость), объявление войны и участие в турнире, служение сеньору и избранной даме сердца. Кодекс рыцарской чести предписывал соблюдение сложных этикетных процедур, отступление от которых даже в мелочах мог уронить достоинство рыцаря. Каждый поступок рыцаря, его одежда и ее цвета, его слова и жесты все имело определенное символическое значение.
Англию и Францию называют обыкновенно "классическими странами этикета". Однако, родиной этикета назвать их никак нельзя. Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе в XV столетии господствуют в обеих странах. В то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались в полной силе, Италия была страной новой культуры. Она и заслуживает быть названной родиной этикета. Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. Паоло Веронезе «Брак в Кане»
Если верить историческим фактам, слово "этикет" впервые появилось в обиходе при дворе Людовика XIV. На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения, и от названия карточки пошло слово "этикет". При дворе Людовика XIV была ритуализирована каждая мелочь. Принципиальное значение придавалось вопросам первенства, и никто уже не уступал, как в средние века, своих привилегий и прав другому. Тот, кто удостаивался особой чести (например, нести свечу в королевской опочивальне), мог получить дополнительные социальные и, что не менее важно, материальные преимущества перед другими. Придворные были вынуждены ежедневно проводить стоя долгие часы ожидания, терпеть скуку королевской трапезы и унизительные обязанности прислуги для того, чтобы быть замеченными королем. Гиацинт Риго Портрет Людовика XIV
Блистательные дворы абсолютных монархов предлагают все более сложные правила поведения, но бытовые этикетные нормы становятся значительно демократичнее под влиянием новых социальных условий. Добродетели буржуа: бережливость, трудолюбие, аккуратность постепенно становятся основой поведения в обществе. Растет английское влияние на европейский этикет. Этические принципы и нормы «английского джентльмена» становятся привлекательными для представителей других стран. Законодателем же манер во многом по-прежнему остается Франция. В целом уже можно говорить о складывающихся нормах европейского этикета этого периода, так как люди много путешествуют, и представления о хорошем тоне становятся интернациональными.
Знатность происхождения перестает быть столь важной, а богатство еще не дает права на положение в обществе необходимо было соответствовать некоему поведенческому стереотипу, который лучше всего определяется словом «респектабельность». Стало больше цениться религиозное благочестие, выражавшееся в ежедневных семейных молитвах перед едой и на ночь. Этикет 19 века носил буржуазный характер; общепринятые правила поведения, приобретая интернациональный характер, были распространены среди всех слоев обществ. Этикетные формы больше не были связаны с поведением при дворе монарха, а касались всех и были направлены на регламентирование ежедневного бытового поведения каждого.
Первый президент США Джордж Вашингтон прославился тем, что в четырнадцать лет, воспользовавшись английским переводом книжки французского монаха, изданной в 1640 году, составил сто десять "Правил приличного поведения". Вот некоторые из них: "Не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях..." В наше время в Америке существует Институт этикета имени Эмилии Пост. Она - самый популярный автор книг по культуре поведения, пожалуй, не только в США. Джордж Вашингтон Более поздние американские своды правил во многом ориентированы на практицизм сочинений видного писателя и политического деятеля Б. Франклина. Бенджамин Франклин
Что касается России, то до XVIII века состоятельные граждане жили, руководствуясь "Домостроем". Книга представляла собой свод правил, написанных священником Сильвестром в эпоху Ивана IV.
Само слово "этикет" пришло в русский язык из французского языка в XVIII веке. Это произошло как раз в момент становления культуры в России и формировании международных взаимоотношений с другими странами. Активным проводником европейских манер в России стал Петр I. Для просвещения дворянских отпрысков царь велел трижды переиздать популярную в Европе книгу "Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов". Петр I
Ко второй половине XIX века усиливается влияние в обществе людей незнатного, а то и вовсе недворянского происхождения. Если высшее купечество стремилось подражать аристократии хотя бы внешне, то среди служащих и разночинной интеллигенции влияние придворных образцов поведения постепенно ослабевает. Нарочитое пренебрежение приличиями характеризует человека как творческую, свободную личность. В аристократическом кругу усиливается английское влияние с его деловитостью и приверженностью к спорту. Естественность и непринужденность, умение тактично поддерживать разговор ценятся все больше. Внешний вид мужчин, не занятых на службе, все более зависит от их собственных вкусов, но служащие по-прежнему руководствуются указаниями сверху. При Александре III вновь появляется борода теперь военные и штатские обязаны ее носить.
В советский период само понятие «светской жизни» отменяется. Дворян уничтожают, их привычки и обычаи высмеивают и искажают. Нарочитая грубость обращения считается признаком пролетарского происхождения, вместе с тем разного рода начальники теперь неизмеримо больше дистанцируются от подчиненных, чем прежде. Знание хороших манер считается необходимым лишь для дипломатов. Вместе с тем с упрочением советского государства предпринимаются попытки организации торжественных приемов, балов в духе придворных, вводятся уроки танцев в военных училищах и школах. К.С. Петров-Водкин «Девушки на Волге»
Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями. Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого- то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.