Лев Николаевич Толстой
По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой- человек, мыслитель, писатель
Цель: - познакомить учащихся с личностью писателя, условиями формирования его мировоззрения; - совершенствовать навыки работы с лексическими понятиями и мемуарной литературой; -обзорно познакомить с проблематикой основных произведений писателя.
Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать, бросать и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость. А спокойствие - душевная подлость.Л.Н.Толстой.
Лев Николаевич Толстой - гениальный писатель земли русской, которого по праву называют совестью России.) Сегодня нам предстоит знакомство с личностью великого писателя, человека, который был требователен к себе, беспощадно анализировал свое поведение, преодолевая свои слабости (честолюбие, тщеславие, непоследовательность, неисполнение предначертаний, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость - на эти недостатки указывал сам Толстой).
Мы рассмотрим условия и факторы, сформировавшие его взгляды и мировоззрение, будем работать с мемуарной литературой, совершенствовать свои навыки и умения по составлению словаря нравственных категорий со значением духовных исканий, стремлений, настроений писателя. Мне очень бы хотелось, чтобы минуты, отведенные нам на знакомство с великим писателем,были минутами высокого умственного напряжения, доброго человеческого общения.
Когда Л.Толстому было 28 лет, он сказал: «Мне смешно вспоминать, как я думывал, и как вы, кажется, думаете, что можно себе устроить счастливый и честный мирок, в котором спокойно, без ошибок, без раскаяния, без путаницы можно жить себе потихоньку и делать не торопясь аккуратно все только хорошее. Смешно! Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать, бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость ». Эти слова мы возьмем в качестве эпиграфа к нашему уроку. Это жизненное кредо писателя, т.е. своеобразная формула его жизни.Потом мы с вами поразмышляем, следовал ли Толстой в реальной жизни этому кредо.
-Чем определяется личность? -Что влияет на становление личности? -Как вы понимаете значение слова нравственный, нравственность? -А что такое безнравственность?
Нравственный + Безнравственн ый - Лексика со значением духовных исканий, стремлений Достоинство, совесть, скромность и др. Ложь, ненависть, карьеризм и др. Жить- делать добро, нравственное кредо, комильфо и др.
Детство 1) Ясная Поляна - родовое имение Волконских- родина писателя. 1) Ясная Поляна - родовое имение Волконских- родина писателя. 2) Предки, родители писателя. 2) Предки, родители писателя. 3 )Теплота родного дома, смерть матери, братья, история «зеленой палочки». 3 )Теплота родного дома, смерть матери, братья, история «зеленой палочки». 4) Тесные родственные связи в семье Толстых. Значение «истинной христианской жизни». 4) Тесные родственные связи в семье Толстых. Значение «истинной христианской жизни».
Отрочество Январь 1837 г. Москва. Смерть отца. Чувства ужаса перед жизнью и смертью – чувства девятилетнего мальчика. Январь 1837 г. Москва. Смерть отца. Чувства ужаса перед жизнью и смертью – чувства девятилетнего мальчика. Смерть бабушки- Пелагеи Николаевны Горчаковой- Толстой. Смерть бабушки- Пелагеи Николаевны Горчаковой- Толстой. Т.А.Ергольская, ее влияние на воспитание братьев Толстых. Т.А.Ергольская, ее влияние на воспитание братьев Толстых г.Новая опекунша детей Толстых - П.И.Юшкова г.Новая опекунша детей Толстых - П.И.Юшкова. Казань. Учеба братьев в Казанском университете. Казань. Учеба братьев в Казанском университете.
Юность 1)1842 – 1843 г.г.- годы подготовки Льва Николаевича в Казанский университет г - с трудом выдержал экзамен на факультет иностранных языков. 2) Увлечение светской жизнью.Идеалы «комильфо».Безответственность в учебе. 3) Провал на экзамене за первый курс. Зачитать стихотворение Е.Евтушенко «Казанский университет». Зачитать стихотворение Е.Евтушенко «Казанский университет». 4) Перевод на юридический факультет. Роль профессора Майера в судьбе юноши – Толстого.
5) Увлечение сочинениями Руссо. Уход из университета. 6)1847 г. – возвращение в Ясную Поляну. Изучение 20 томов сочинений Руссо. Главный стимул изменения жизни по Руссо – самоанализ, преобразование каждым своей собственной личности. 7) Увлечение навсегда идеей нравственного возрождения человека. Начинает с себя: ведет дневник, где вслед за Руссо анализирует отрицательные стороны своего характера с предельной искренностью и прямотой. 8) Так начинается беспримерный душевный труд на всю жизнь. 9) «Я» Толстого открыто для других. Он помнит, что в его распоряжении 530 душ крепостных крестьян.
10) Попытки изменить жизнь крестьян ( «Утро помещика») были неудачны: между гуманным барином и мужиком – пропасть. 11) Разочарование, сомнения, спор с самим собой и самовоспитание, поиск смысла жизни. 12) Записи первых лет ведения дневника стоят внимания. Читают подготовленные ученики. 13) 1851 г. Поездка со старшим братом на Кавказ. 14) Наблюдение за жизнью казаков на Северном Кавказе ( «Казаки»)
15) Обостренный анализ себя и окружающих. Свои записи вывел за пределы дневника, задумал книгу о разных эпохах в жизни человека написал первую часть «Детство». Произведение было напечатано в «Современнике» и получило высокую оценку Некрасова. 16) 1854 г. – «Отрочество» 1857 г. – «Юность» 1857 г. – «Юность» Успех был шумный. Впервые в литературе показан внутренний мир ребенка, человека, недовольного собой, его попытки анализа своих поступков, слабостей. Но не с позиций взрослого человека, а мировосприятие читатель увидел глазами ребенка, подростка, юноши. 17) 1853 г. – русско - турецкая война, Толстой – патриот в Дунайской армии. Горький опыт войны дал автору «Войны и мира» большой материал для «Севастопольских рассказов»
1) Какова основная мысль этого произведения? 2) Кто настоящие герои войны? 3) Как изображена война писателем? 4) В чем особенность этого изображения? Севастопольские рассказы Севастопольские рассказы
1) 1854 г.- Одесса. 2) 1855 г.- возвращение в Петербург. Работа над «диалектикой души» - сутью толстовского дарования. 3) От « диалектики души» к «диалектике характера»: способность человека обновляться, подвижность и гибкость его душевного мира, его психики. Толстой убежден: искусство просветляет человеческие души, учит любить жизнь.
Л.Н.Толстой в 60-е годы. Какова общественная борьба в России в 60-е годы 19 столетия? Основные вопросы времени:
А) отцы и дети; Б) «новые люди»- разночинцы; В) эмансипация женщины; Г) главный вопрос- крестьянский.
1) Толстой – «мировой посредник» между крестьянами и помещиками, отстаивает интересы крестьян.
2) Педагогическая деятельность. Открыл на свои деньги 21 школу для крестьянских детей.
Крепнет и осмысляется толстовская теория непротивление злу насилием. Главное – нравственное самоусовершенствование. «Чем бы люди ни пытались освободиться от насилия, одним только нельзя освободиться от него: насилием». Толстой понимает: злу надо противиться. Чем? Протестами, печатным словом, а главное – добрыми словами.
«Все хорошее, все настоящее, всякое истинно доброе совершается усилием :не делай усилий, живи по течению – и ты не живешь». В усилии делания добра для людей – вся жизнь великого мыслителя. Благом для общества Толстой считал преодоление своих слабостей, недостатков, воспитание в себе более совершенных человеческих качеств.
В учении о самоусовершенствовании сказалась вера писателя в человека, в возможности его разума и воли. Очень часто Толстой сомневался в верности своего учения. С одной стороны, проповедь непротивления, а с другой, понимание надвигающихся событий 1905 года.Революционные события Толстой не принял, от революции отстранился, понимая несостоятельность власти.Последствия революции оценивал положительно. В учении о самоусовершенствовании сказалась вера писателя в человека, в возможности его разума и воли. Очень часто Толстой сомневался в верности своего учения. С одной стороны, проповедь непротивления, а с другой, понимание надвигающихся событий 1905 года.Революционные события Толстой не принял, от революции отстранился, понимая несостоятельность власти.Последствия революции оценивал положительно.
Не все было просто и с верой в Бога. Толстой приходит к убеждению, что «единственное и несомненное средство спасения от того ужасного зла, от которого страдают люди, - признавать себя всегда виноватым перед Богом и поэтому неспособным ни наказывать, ни исправлять других людей »
«Прощать всегда, всех, бесконечное число раз прощать, потому что нет таких людей, которые бы сами не были виновны».
Л.Н.Толстой писал : « Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя ». Л.Н.Толстой писал : « Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя ».
Нравственную силу человека он видел в совершенствовании, к которому сам стремился. Он постоянно работал над собой, пополнял знания, закалял волю. Рефлексия. Какая грань писателя высвечивается в приведенных строках? Какая грань писателя высвечивается в приведенных строках?