Цели: 1. Показать художественное своеобразие произведения А.П.Чехова «Хамелеон». 2. Расширить понятие «сатира», «юмор», показать значение художественных деталей в сатирическом произведении. 3. Формирование нравственной позиции учащихся.
Идея: Хамелеонство исключает справедливость, нужно уметь распознавать это многоликое зло, быть нетерпимым к нему. Все они «прислуживаются», а не «служат» - проявляют а не «служат» - проявляют не уважение, не уважение, а подобострастие и раболепие. а подобострастие и раболепие.
Хамелеонство-угодничество, приспособленчество, чинопочитание. Конфисковать- принудительно отобрать, изъять в пользу государства. Обыватель- человек, живущий мелкими, личными интересами. Солдафонство- бездумно командовать, подчиняться. Косноязычныйплохо развита речь, невелик словарный запас.
Чехов вкладывает на художественную деталь огромную смысловую нагрузку: название рассказа «Хамелеон» новая шинель - признак власти узелок в руке и конфискованный крыжовник щенок окровавленный палец Хрюкина - символ победы отрывистая грубая речь внешний вид героев
Очумелов (дурной, очумевший) Хрюкин (свинья, хам, невежа). В зависимости от того, генеральская собака или нет, меняется взгляд Очумелова на происходящее: то «бешенная собака», «бродячий скот», «подлость одна», то «нежная тварь», «цуцик этакий», «шустрая собачонка».
« Я ему покажу кузькину мать». «Знаю я вас, чертей, мерзавец, болван, свинья». «Собаку истребить надо! Не рассуждать! Не дыши! Нужно проучить!» «Я этого так не оставлю! Я покажу вам как собак распускать!»
Как хочу, так и ворочу. Верь не правде, а силе. Наглому дай волю, захочет и боле. Дело знай, а правду помни. Дай волю на ноготок, а он возьмет на локоток.
Чехов высмеивал всё, что мешало жить честно и справедливо: наглость сильных и заискивание слабых, трусость, грубость и равнодушие, у него в произведениях- горькая насмешка и грустное раздумье. ЭТО происходит и с Очумеловым, когда ему сообщают, что укусившая Хрюкина собачка не чья-нибудь, а самого генерала Жигалова.
Чтобы вырасти и стать настоящим человеком, нужно уже сейчас задумываться о своих поступках, выбирать, каким быть? Жить, как Очумелов, … или…иметь свое мнение? Думайте! Размышляйте! Написать сочинение на выбор: 1.«Случаи хамелеонства в нашей жизни». 2. «Что мне нравится в себе?» 3. «Рассказ Хрюкина о произошедшем своим приятелям».