Ведущая: педагог-психолог Петрова Альфия Ямалдиновна МОУ начальная школа-д/сад с. Северный;
Основные правила работы в группе: Позвольте себе быть свободным; доброжелательные интонация и отношение ко всем; все внимание всех – на говорящего; избегайте оценок и осуждений; говорите только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях; во всем ищите и находите позитив.
Синдром эмоционального «выгорания» - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально- энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Три фазы развития синдрома Нервное напряжение – ощущение повышенной ответственности, приглушение эмоций, недовольство собой, нечувствительность к вещам, которые раньше вызывали острую реакцию, тревога и депрессия. Сопротивление – человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Истощение. Характеризуется падением общего энергетического тонуса, ослаблением нервной системы.
Психофизические симптомы Синдром хронической усталости; Ощущение эмоционального и физического истощения; Частые головные боли, расстройства желудочно- кишечного тракта; Постоянное, заторможенное, сонливое состояние; Одышка, нарушение дыхания при физических и эмоциональных нагрузках. Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды.
Социально-психологические симптомы Безразличие, скука, пассивность и депрессия; Повышенная раздражительность на незначительные события; Частые нервные срывы; Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешних ситуациях причин нет; Чувство тревожности, беспокойства (ощущение, что «что-то не так как надо»); Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится», «я не справлюсь»; Общая негативная установка на профессиональные перспективы «как ни старайся, все равно ничего не получится»;
Поведенческие симптомы Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее; Заметно меняется режим работы (увеличивается или сокращается время работы); Постоянно без необходимости сотрудник берет работу с собой, но дома ее не делает; Руководитель затрудняется в принятии решений; Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма в отношении работы, безразличие к результатам; Трата большей 2 части рабочего времени на выполнение автоматических и элементарных действий; Дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности.
Стресс-факторы, которые могут провоцировать возникновение и развитие «выгорания» - авторитаризм самоуправления; - плохая скоординированность смежных служб; - нехватка времени, цейтнот; - большое количество обязанностей (входящих и не входящих в функциональные обязанности); - трудности в межличностных отношениях; - общение с родителями, не готовыми к сотрудничеству; - интриги, сплетни в коллективе; - ситуация проверки; - аттестация; - ЕГЭ;
Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Разумное распределение рабочей нагрузки. Создание чувства психологического комфорта путем повышения профессиональной компетентности. Общение. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Сохранение положительной точки зрения. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы. Поддержка хорошей спортивной формы.
- отношения с трудными учениками; - слабая материально-техническая база; - отсутствие морального стимулирования; - низкая оплата труда; - недостаточно высокий престиж профессии; - снижение мотивации учения учеников; - ненормированный рабочий день; - невозможность карьерного роста; - незащищенность педагога; - перекладывание ответственности на педагогов по решению проблем общества;