Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « КРАСНОЯРСКИЙ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ » МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ Докладчик Ростовцева Л.В., 2010
«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов... Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений» Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж. Методическое пособие «Как учатся дети: Свод основ», М., 1997
Базовая модель технологии РКМЧП 1 фаза ВЫЗОВ (evocation) 2 фаза РЕАЛИЗАЦИЯ (realization of meaning) 3 фаза РЕФЛЕКСИЯ (reflection)
Вызов - пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации. Осмысление или реализация смысла - получение новой информации. Рефлексия или размышление - осмысление, рождение нового знания.
Методы организации групповой работы (зигзаг, чтение и суммирование в парах) Методы активного чтения и слушания (Инсерт, чтение с остановками) Методы активного письма (маркировочная таблица, таблица «З-Х-У», кластер, «Двойной дневник», сравнительно-концептуальная таблица) Технология РКМЧП
Метод демонстрации процесса мышления в технологии РКМЧП - графическая организация материала рисунки, схемы, таблицы и др.
З –ЗнаемХ - Хотим узнатьУ - Узнали Записываются идеи студентов по данной теме Записываются вопросы, которые возникли у студентов и ответы на которые они рассчитывают получить при изучении данного материала Заполняется в ходе лекции, индивидуального, парного или группового чтения, просмотра видеоматериала и др.). Заполняются на стадии вызова Заполняется на стадии осмысления и рефлексии Таблица «З – Х - У»
Чтение текста с маркировкой – Инсерт I – interactive n – noting s – system e – effective r - reading and t - thinking Самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления
v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думаете, что знаете; - если то, что вы читаете, противоречит тому, что уже знаете, или думали, что знали; + если то, что вы читаете, является для вас новым; ? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу Маркировка Инсерт
Я это знал(а) Новое для меня Я думал(а) иначе Интересно, непонятно, сомневаюсь v-+?
Основание для сравнения Объект 1Объект 2 Сравнительная концептуальная таблица