Реализация идей ФГОС в новых примерных программах для начальной и основной школы
Приоритеты личностно- ориентированной парадигмы образования Стандарт нацелен на реализацию личностно- ориентированного, деятельностного, компетентностного Стандарт нацелен на реализацию личностно- ориентированного, деятельностного, компетентностного подходов к обучению ИЯ подходов к обучению ИЯ
Приоритеты личностно- ориентированной парадигмы образования результаты образования по предмету формулируются на трех уровнях: личностном, метапредметном и предметном результаты образования по предмету формулируются на трех уровнях: личностном, метапредметном и предметном
Приоритеты личностно- ориентированной парадигмы образования Тем самым подчеркивается наличие личностного смысла в получаемом образовании; межпредметных связей и предметных компетенций Тем самым подчеркивается наличие личностного смысла в получаемом образовании; межпредметных связей и предметных компетенций
Личностный смысл содержания образования выражается В учете особенностей, интересов, потребностей и возможностей школьников определенного возраста, что проявляется в отборе предметного содержания речи, соотносимого с реальными проблемами, ситуациями и сферами общения В учете особенностей, интересов, потребностей и возможностей школьников определенного возраста, что проявляется в отборе предметного содержания речи, соотносимого с реальными проблемами, ситуациями и сферами общения
Личностный смысл содержания образования выражается В постановке учеников в ситуацию выбора ( с помощью избыточного и вариативного материала, дифференцированных заданий, возможного режима работы, возможных вариантов решения проблемы и т.п.) В постановке учеников в ситуацию выбора ( с помощью избыточного и вариативного материала, дифференцированных заданий, возможного режима работы, возможных вариантов решения проблемы и т.п.)
Личностный смысл содержания образования выражается В учете профессиональных устремлений школьников, их потребности в самоопределении, в частности, за счет обсуждения: В учете профессиональных устремлений школьников, их потребности в самоопределении, в частности, за счет обсуждения: мира современных профессий мира современных профессий индивидуальных склонностей к некоторым профессиям индивидуальных склонностей к некоторым профессиям профильно-ориентированных приложений профильно-ориентированных приложений
Личностный смысл содержания образования выражается В воспитательном и развивающем потенциале предмета ИЯ, направленности содержания образования на: В воспитательном и развивающем потенциале предмета ИЯ, направленности содержания образования на: создание у ученика целостной картины мира и понимания собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества создание у ученика целостной картины мира и понимания собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества
Личностный смысл содержания образования выражается в воспитание уважения к собственной культуре и толерантности к проявлению иной культуры (через социокультурный компонент иноязычного образования) воспитание уважения к собственной культуре и толерантности к проявлению иной культуры (через социокультурный компонент иноязычного образования) развитие критического мышления школьника, формировании его ценностных ориентаций, чувств и эмоций развитие критического мышления школьника, формировании его ценностных ориентаций, чувств и эмоций
Личностный смысл содержания образования выражается В формировании понимания важности непрерывного обучения через всю жизнь и стратегий самообучения: В формировании понимания важности непрерывного обучения через всю жизнь и стратегий самообучения: готовности и способности самостоятельно приобретать знания в разных областях готовности и способности самостоятельно приобретать знания в разных областях совершенствоваться в предмете, в том числе с помощью усвоения алгоритмов предметных и универсальных учебных действий ( например, через Learning Strategies) – это и есть индивидуальная траектория обучения совершенствоваться в предмете, в том числе с помощью усвоения алгоритмов предметных и универсальных учебных действий ( например, через Learning Strategies) – это и есть индивидуальная траектория обучения
Личностный смысл содержания образования выражается В способности наблюдать, анализировать и объективно оценивать свои умения, знания, поступки (рефлексия); самостоятельно и осознанно исправляться в случае необходимости В способности наблюдать, анализировать и объективно оценивать свои умения, знания, поступки (рефлексия); самостоятельно и осознанно исправляться в случае необходимости
Личностный смысл содержания образования выражается В способности компенсировать свои недостатки, адаптироваться к культурным, социальным и профессиональным условиям В способности компенсировать свои недостатки, адаптироваться к культурным, социальным и профессиональным условиям В раскрытии и стимулировании творческих способностей и личностного потенциала школьника. В раскрытии и стимулировании творческих способностей и личностного потенциала школьника.
В Примерных программах нового поколения сказанное реализуется через: уточненные цели образования по предмету уточненные цели образования по предмету обновленное содержание обучения ИЯ обновленное содержание обучения ИЯ четко представленную структуру программы четко представленную структуру программы
Примерная программа по ИЯ нового поколения состоит из: пояснительной записки пояснительной записки основного содержания обучения основного содержания обучения примерного тематического планирования по каждому их четырех европейских языков (английскому, немецкому, примерного тематического планирования по каждому их четырех европейских языков (английскому, немецкому, французскому, испанскому) французскому, испанскому) рекомендаций по оснащению учебного процесса рекомендаций по оснащению учебного процесса
В пояснительной записке дается: Общая характеристика программы и содержания предмета ИЯ с учетом возрастных особенностей школьников на данной ступени обучения Общая характеристика программы и содержания предмета ИЯ с учетом возрастных особенностей школьников на данной ступени обучения Сведения о вкладе учебного предмета ИЯ в достижение общих целей образования Сведения о вкладе учебного предмета ИЯ в достижение общих целей образования Изложение требований к результатам обучения на личностном, метапредметном и предметном уровнях Изложение требований к результатам обучения на личностном, метапредметном и предметном уровнях
Основное содержание в целом традиционно и включает: Предметное содержание речи Предметное содержание речи Коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письменной речи Коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письменной речи Языковые знания и навыки (фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи) Языковые знания и навыки (фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи) Социокультурные знания и умения Социокультурные знания и умения Компенсаторные умения Компенсаторные умения Общеучебные умения и универсальные способы деятельности Общеучебные умения и универсальные способы деятельности Специальные учебные умения Специальные учебные умения Языковые средства (по языкам) Языковые средства (по языкам)
Новое в разделе «Основное содержание» : Предметное содержание речи обновлено с учетом современных реалий Предметное содержание речи обновлено с учетом современных реалий Коммуникативные умения содержат как уточненные качественные параметры (жанры текстов и стратегии чтения и аудирования), так и количественные параметры (продолжительность и объем устного высказывания, объем письменного произведения) Коммуникативные умения содержат как уточненные качественные параметры (жанры текстов и стратегии чтения и аудирования), так и количественные параметры (продолжительность и объем устного высказывания, объем письменного произведения)
Новое в разделе «Основное содержание» Общеучебные умения и универсальные способы деятельности ориентированы на работу с разными типами и источниками информации на ИЯ, на планирование учебно-исследовательской работы Общеучебные умения и универсальные способы деятельности ориентированы на работу с разными типами и источниками информации на ИЯ, на планирование учебно-исследовательской работы Специальные учебные умения помимо известного набора умений включают умения участвовать в проектной деятельности межпредметного характера Специальные учебные умения помимо известного набора умений включают умения участвовать в проектной деятельности межпредметного характера
Раздел «Тематическое планирование» содержит По две таблицы на каждый изучаемый иностранный язык с описанием содержания курса и характеристики видов деятельности ученика, что представляет собой НОВИЗНУ и отражает деятельностный характер предмета ИЯ. По две таблицы на каждый изучаемый иностранный язык с описанием содержания курса и характеристики видов деятельности ученика, что представляет собой НОВИЗНУ и отражает деятельностный характер предмета ИЯ. Первая таблица ориентирована на количество учебных часов, указанных в базисном учебном плане ( например, 525 часов для средней ступени обучения, 5-9 классы). Вторая таблица содержит несколько расширенное содержание, рассчитанное на большее количество часов (например, для школ с углубленным изучением ИЯ).
Таблицы с примерным тематическим планированием содержит две колонки В левой колонке дано описание содержания курса ИЯ по компонентам содержания, в правой – детальная характеристика соответствующих видов деятельности ученика. В левой колонке дано описание содержания курса ИЯ по компонентам содержания, в правой – детальная характеристика соответствующих видов деятельности ученика. В левой колонке указывается ориентировочное количество учебных часов, отводимых на изучение темы. Исходя из специфики предмета, часы указываются только применительно к Предметному содержанию речи, поскольку работа над совершенствованием умений и навыков происходит на протяжение всего курса обучения и не может быть регламентирована. В левой колонке указывается ориентировочное количество учебных часов, отводимых на изучение темы. Исходя из специфики предмета, часы указываются только применительно к Предметному содержанию речи, поскольку работа над совершенствованием умений и навыков происходит на протяжение всего курса обучения и не может быть регламентирована.
Наиболее действенными следует признать УМК, которые способствуют достижению названных результатов образования средствами предмета ИЯ с помощью Тщательно отбираемого и организуемого содержания обучения иностранному языку (тематического/ситуативного, речевого/деятельностного, лингвистического, социокультурного, текстового, иллюстративного, учебно- познавательного и др.) Тщательно отбираемого и организуемого содержания обучения иностранному языку (тематического/ситуативного, речевого/деятельностного, лингвистического, социокультурного, текстового, иллюстративного, учебно- познавательного и др.)
УМК, способствующие достижению названных результатов образования средствами предмета ИЯ с помощью Продуманной системы упражнений для развития речевых умений, формирования языковых навыков, учебно-познавательных умений Продуманной системы упражнений для развития речевых умений, формирования языковых навыков, учебно-познавательных умений (сбалансированность, (сбалансированность, достаточность/избыточность, прагматичность/функциональность, наглядность, разнообразие, дифференциация по трудности) достаточность/избыточность, прагматичность/функциональность, наглядность, разнообразие, дифференциация по трудности)
УМК, способствующие достижению названных результатов образования средствами предмета ИЯ с помощью Средств для регулярного самоконтроля, текущего и итогового контроля Средств для регулярного самоконтроля, текущего и итогового контроля Внятного аппарата ориентировки ( грамотно представленного содержания, приложений, значков и т.п.) Внятного аппарата ориентировки ( грамотно представленного содержания, приложений, значков и т.п.) Необходимого и достаточного справочного материала Необходимого и достаточного справочного материала
УМК, способствующие достижению названных результатов образования средствами предмета ИЯ с помощью Четкости структуры, слаженности, функциональности и современности всех компонентов УМК Четкости структуры, слаженности, функциональности и современности всех компонентов УМК Открытости УМК для дополнения новыми компонентами УМК, в том числе высокотехнологичными (например, мультимедийными компонентами, обучающими компьютерными программами) Открытости УМК для дополнения новыми компонентами УМК, в том числе высокотехнологичными (например, мультимедийными компонентами, обучающими компьютерными программами)