Дети с девиантным поведением в школе «Уже написаны тысячи томов, посвящённых проблемам девиантного поведения, но до сих пор не совсем ясно, что же это такое». Гилинский Я.М.
«Нормальное поведение» полагает взаимодействие учащихся с микро социумом, адекватное потребностям и возможностям его развития и социализации. Учащихся, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными, трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся, асоциальным поведением, учащиеся «группы риска» Трудновоспитуемость учащегося, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.
Подходы к определению понятия Педагогический подход. Отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит. Медицинский подход. Отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня. Психологический подход. Отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе.
Виды девиаций Аддиктивное поведение: употребление алкоголя,курение, наркомания,компьютерная зависимость... Делинквентное поведение: лживость, уход из дома, агрессивное поведение,суп культуральные девиации,физическое насилие... Криминальное поведение:кражи, грабежи, угон, вандализм и т.д.
Факторы, влияющие на возникновение девиантного поведения девиантного поведения медико-биологические: состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития социально-экономические: материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе психологические: неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми педагогические: несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению
Стадии дезадаптации Формы девиантного поведения Учебная декомпенсация Неподчинение детей, критика действий взрослых отрицательное отношение к учёбе,ношение «вызывающей одежды, причёсок, украшений Школьная дезадаптация Нарушение правил поведения в школе, срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий курение, грубость, сквернословие Социальная дезадаптация Хулиганство,раннее начало половой жизни драки, нанесение телесных повреждений употребление алкоголя, пьянство, унижение других,проба наркотиков, токсикомания побеги из дома Криминализация среды Следование воровским законам Воровство Вымогательство, рэкет, шантаж Употребление наркотиков
Принципы и методы педагогического воздействия на учащихся с девиантным поведением Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере «трудного» учащегося; Принцип социального закаливания; Принцип индивидуального подхода. Методы и приемы: созидательные:проявление внимания, заботы, просьба, поощрение(одобрение, похвала, доверие), вовлечение в деятельность прямые и косвенные тормозящие приемы:констатация поступка, осуждение, наказание.
Спасибо за внимание!