Научный стиль речи
К научному стилю относятся такие жанры: статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники, учебники, научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях.
В научном стиле различают подстили: собственно научный (наиболее строгий, используется в диссертациях, научных трудах, ГОСТах), научно-популярный (характерен для научных статей в газетах, журналах), учебно-научный (используется в учебной литературе).
строгая логичность изложения (наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, наоборот; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому) смысловая точность (научная лексика, повтор ключевых слов) использование глаголов в обобщенно-отвлеченном значении: слова идти, следовать, привести, составлять, указывать обозначают не собственно движение, а нечто отвлеченное: отсюда следует вывод, речь идет о проблемах) преобладание местоимений 3-го лица, кратких прилагательных объективность (используются предложения неопределенно- личные (считают, что...), безличные (известно, что...), определенно- личные (рассмотрим проблему...) Черты научного стиля
1. Выявите в данном тексте признаки научного стиля: слова, подчеркивающие логичность, точность изложения; научные термины; определите, какие части речи чаще встречаются в выбранных вами научных текстах; сказуемые, подчеркивающие объективность изложения. 2. Относится ли данный текст к научно-популярному подстилю? Докажите.
Дайте сравнительное научно-популярное (понятное для каждого читающего) описание одного из вариантов по вашему выбору: а) микроскопа и телескопа; б) бинокля и лупы; в) автомобиля, теплохода и поезда; г) компьютера и ноутбука. Во всех случаях необходимо описать признаки сходные и различные, сформулировать емкое, экономное по форме и достаточно полное по содержанию определение предмета. Домашнее задание