Мастер-класс Особенности обучения выполнению заданий части С9 ЕГЭ по обществознанию
Что такое эссе по обществознанию? Обратимся к словарю: слово «эссе» произошло от латинского exagium (взвешивание). К нам пришло из французского языка. Буквально essai переводится как опыт, проба, попытка, набросок, очерк.
Специфика эссе по обществознанию – эссе выполняется по конкретной проблеме, относящейся к определенному разделу обществознания, то есть к одной из пяти базовых гуманитарных наук: философии, экономике, социологии и социальной психологии, политологии, правоведению; – цель эссе состоит в раскрытии смысла высказывания, а также в представлении и обосновании; собственной позиции. При этом аргументами являются обществоведческие термины и понятия, теоретические положения и выводы, а также факты из социального или личного опыта. Таким образом, эссе это размышление на оригинальную тему с использованием имеющихся обществоведческих знаний. Но несмотря на творческий характер к содержанию эссе по обществознанию предъявляются вполне конкретные, четкие требования. Именно в соответствии с критериями будет проверяться и оцениваться экспертами экзаменационная работа.
Организация работы по написанию эссе Как правильно организовать свою деятельность, чтобы написать эссе на высокую оценку? В работе над эссе можно выделить несколько этапов: Написание эссе в черновом варианте. Анализ содержания текста. Проверка стиля, логичности и последовательности изложенного материала. Внесение необходимых изменений и написание окончательного варианта.
Итак! Готовим черновик! Знакомимся с критериями и пишем ЭССЕ!
Критерии оценивания эссе Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. И вот тут то, часто ученики и допускают очень серьезную ошибку: Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, то есть не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, КЗ) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.
Критерии оценивания ответа Баллы К 1Раскрытие смысла высказывания Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа дает представление о его понимании 1 Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании 0 В интернете сотни готовых эссе и почти все они начинаются со слов: « Я согласна с автором…» « Я согласен с мнением автора…» Не все, но многие учителя и репетиторы учат писать эссе с этих знакомых фраз. Это и есть ошибка 1….ФАТАЛЬНАЯ! Если Вы вняли этим советам, то.. «сушите весла» и можно не продолжать тратить время. Фатальная ошибка 1 Помните, что ошибка на данном этапе обрекает на неудачу!
Задание 1 Объединившись в пару, сделайте выбор одной из тем. Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены: 1. Что владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится; 2. четко понимаете смысл высказывания; 3. можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или, наоборот, опровергнуть его); 4. знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за ее пределы); 5. сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения. Итогом ваших размышлений является осознанный выбор цитаты для работы. Запишите ее в черновик.
Задание 2 Определите проблематику (тематику) и смысл. Для этого нужно ответить на вопросы: О чём эта цитата? Что хотел сказать автор? Выберите наиболее «близкую» вам цитату. Мысленно ответьте себе на вопросы: С какими основными проблемами (темами) обществоведческого знания связана данная тема? Что я должен знать, чтобы раскрыть ее? Впишите сформулированную проблему (тему) высказывания. Выявление проблемы осуществляется в процессе обобщения. Вам необходимо за частным мнением автора увидеть общий вопрос, на который он отвечает. Необходимо помнить, что само по себе высказывание автора это лишь один подход к решению той или иной обществоведческой проблемы.
Определение проблемы (темы) высказывания Для более четкой формулировки проблемы (темы) предлагаю воспользоваться таблицей (Приложение 1)
Для этого можно использовать фразы-клише: Автор поднимает проблему… Данная проблема (тема) является актуальной в условиях......глобализации общественных отношений; … формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;...обострения глобальных проблем современности;...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;...развития международной интеграции;...современной рыночной экономики;...развития и преодоления мирового экономического кризиса;...жесткой дифференциации общества;...открытой социальной структуры современного общества;...формирования правового государства;...преодоления духовного, нравственного кризиса;...диалога культур;...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей
Задание 3 Запишите основную мысль автора. Не стоит повторять дословно слова автора, главное раскрыть смысл высказывания. Можно использовать клише: «Смысл данного высказывания состоит в том, что...» «Автор обращает наше внимание на то, что...» «Автор убежден в том, что...»
Например: «Вне материи нет ни опыта, ни знаний, значит, нет и истины». (А. П. Чехов) Автор поднимает проблему соотношения материального и духовного начал в общественной жизни и процессе познания, что является одной из сторон основного вопроса философии. Данная проблема является вечной в философии, но по прежнему актуальна, так как ее решение способствует формированию определенного типа мировоззрения людей: научного или религиозного. А. П. Чехов является убежденным сторонником материалистического направления в философии, он утверждает, что материя первична, она определяет условия жизни человека, его деятельности. По мнению автора, с познания вещества, фактов и явлений действительности начинается путь к познанию истины.
Задание 4 Определите свою позицию к высказыванию автора. Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув определенную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. Для этого нужно ответить на следующие вопросы: – Согласен ли я с мнением автора или нет? – Если согласен частично, то с чем согласен, а с чем нет? – В чем заключается моя позиция по данному вопросу? Сформулированное собственное мнение по проблеме запишите в черновик.
фразы-клише: «Я согласен с автором в том, что... » «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания...» «Автор был прав, утверждая, что...» «На мой взгляду автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)» «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...» «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с... не могу согласиться» «А не задумывались ли вы над тем, что...?»
Задание 5 Обоснуйте собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения. Мысленно представьте себе словарь по обществознанию, с которым работали дома и на уроке, текст параграфа в учебнике, схемы, составленные в тетради, объяснения учителя. Запишите понятия, противоречия, тезисы, обобщения в черновик.
Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях: Теоретический уровень его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей).
Критерии оценивания ответа баллы К 2Характер и уровень теоретической аргументации Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы 2 Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения 1 Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснен, теоретические положения, выводы отсутствуют) ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой 0
Эмпирический уровень здесь возможны два варианта: а)использование примеров из истории, литературы и социальной реальности; б)обращение к личному опыту. Аргументы второго уровне должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции.
Критерии оценивания ответа баллы К 3Качество фактической аргументации Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения 2 Фактическая аргументация дана с опорой только на личный опыт и житейские представления 1 Фактическая аргументация отсутствует, ИЛИ Приведенные факты не способствуют обосновываемому тезису. 0 МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ5
При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта, необходимых для подтверждения своей позиции, мысленно ответьте себе на вопросы: – Подтверждают ли они мое мнение? – Не могут ли они быть истолкованы по-другому? – Не противоречат ли они высказанному мной тезису? – Убедительны ли они? Если вы убеждены, что приведенные вами примеры действительно доказывают вашу точку зрения, запишите их в черновик.
Задание 6 Сформулируйте вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.
Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише: «Таким образом, можно сделать вывод...» «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...» Вывод запишите в черновик.
Задание 7 Полученное эссе необходимо прочитать, на полях следует делать пометки, вставки. Внесите изменения, помня следующее: 1. эссе небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством. Поэтому составляется связный текст, используются слова-связки, уделяется внимание грамотному написанию обществоведческих терминов. 2. Текст эссе желательно разбить на абзацы, каждый из которых будет выражать отдельную мысль. При этом следует соблюдать красную строку. Готовое эссе нужно проанализировать на предмет соответствия критериям, используемым для оценки работы.
КРИТЕРИИ К1 определение проблемы и раскрытие смысла высказывания; К2 представление и пояснение собственной позиции выпускника; КЗ характер и уровень приводимых суждений и аргументов. При положительном, на ваш взгляд, заключении аккуратно перепишите полученное эссе в бланк для ответов.
Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ- просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ- экзистенциалист», «основатель идеалистического направления в философии» и др.); описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению; указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе; указания на альтернативные варианты решения проблемы. Такие рекомендации можно часто встретить в пособиях, в Интернете. НО! В критериях НИЧЕГО НЕ СКАЗАНО ОБ ОЦЕНИВАНИИ ЭТИХ ДОСТОИНСТВ! НЕ ТРАТЬТЕ ВРЕМЯ ЗРЯ!
К объему экзаменационного эссе по обществознанию нет жестких требований. Он зависит от многих факторов: сложность темы, уровень подготовки ученика, склад мышления выпускника, наличие времени. Главное внимание уделяется качеству работы, адекватности и полноте раскрытия проблемы.
Ряд требований, которые в любом случае необходимо выдержать: – адекватное понимание учеником проблемы (темы) и смысла высказывания; – соответствие содержания эссе заявленной проблеме (теме); – выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы (темы), на которые указывает автор высказывания; – аспекты проблемы (темы) должны быть раскрыты в заданном научном контексте; – четкая определенность позиции учащегося, его отношения к проблеме, к мнению автора высказывания; – обоснование собственной позиции на теоретическом уровне; – подкрепление приведенных теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта; – логичность рассуждений выпускника; – отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок; – соответствие эссе требованиям жанра и нормам русского языка.
Примеры анализа ученических эссе Смотрите в Приложении 2
Примеры эссе для анализа с учениками Смотрите в Приложении 3
Список литературы Алехина Ю. Сочинение по обществознанию: Почему бы и нет? / История и обществознание для школьников Брандт М. Ю. Эссе на экзамене по обществознанию / Преподавание истории и обществознания в школе С Забродина Н. П. Что такое,эссе по экономике / Экономика в школе С КиприяноваЕ. В. Как научиться писать эссе на «отлично»? / Преподавание истории и обществознания в школе Мостяева Л. В. Технология подготовки учащихся к написанию творческих работ / Преподавание истории в школе С Руденко Г. Л. Пишем творческое эссе / Мастер-класс С РутковскаяЕ:А., Котова О.А, Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий / ФИПИ. М.: Интел- лект-Центр, с. Цитович Г. Л Формирование умений написания эссе на уроках обществознания/Преподавание истории и обществознания в школе С Чернышева О.А. Обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Эссе, сложный план развернутого ответа классы: учебно- методическое пособие / О.А. Чернышева. – Изд.2-е, дополн. Ростов на Дону: Легион, 2012.