Поговорим о тексте… Проектная работа Баевой Дианы, ученицы 8 класса Г, МБОУ лицея 4
Текст. Что такое текст?
Цели и задачи урока Научиться отличать текст от набора предложений. Знать особенности текста. Уметь конструировать собственные тексты.
Эпиграф к уроку Русский язык в умелых руках и опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок и послушен… Куприн А.И.
Текст ли это? Маленькая льдина быстро плыла по реке. В поле расцвели синие васильки. Чистым пушистым снегом покрылась земля. Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.
Эксперимент
Нарушим порядок следования предложений Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки. Там на лесных речках живут бобры. Под городом Воронежем есть бобровый заповедник.
Заменим время у глаголов Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках жили бобры. Они перегородят речки плотинами и на берегу прудов будут строить хатки.
Поменяем интонацию предложений Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры! Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки?
Итог эксперимента Мы выявили основные средства грамматической связи в предложении: 1. Порядок следования предложений. 2. Единство интонации. 3. Единство времени глаголов.
Это текст, потому что предложения связаны между собой по смыслу и грамматически, написаны на одну тему, можно подобрать заголовок, соблюдён порядок следования предложений, есть единство интонации и единство времени глагола.
Конструирование текста Страница 25, упр. 29 Правильный порядок следования предложений: 3,2,1,6 и 5.
Практическая самостоятельная работа. На доске записаны заголовки, выберите один понравившийся вам и составьте текст из 4,5 предложений, учитывая заголовок. Запишите текст.
Домашнее задание: 1)Упр. 31( устно). 2)Напишите мини-сочинение о поведении вашего домашнего питомца, озаглавьте его, количество от 7 … предложений.
Использованная литература: 1. Уроки развития речи в 5 классе. Пособие под редакцией Е. Никитиной. «Дрофа», Учебник 5- 9 класс. Русский язык. Теория. «Дрофа», Учебник. Русский язык. Русская речь, 5 класс. «Дрофа», 2009.